Найти тему

Память ↑ как в детстве

Оглавление

Дети это уникальные вычислительные машинки. У них минимум в два раза больше нейронных связей, чем у нас, взрослых. К 3 годам малыш обладает 1000 триллионов синапсов. Это очень дофига! Но дело даже не в количестве, а в качестве. Дети обладают экстремально высокой скоростью обучения и адаптации.

В отличии от нас, взрослых, они запоминают все легко и с первого раза. В чем же их секрет?

В высокой нейропластичности мозга.

Чем выше пластичность, тем легче перестраивать старые нейронные связи и создавать новые. Собственно, это и есть память. Чем меньше пластичность, тем сложнее перестраивать мозг. У детей пластичность максимальная. У взрослых она минимальная. Почему?

Потому что для эффективной работы с окружающей средой человеку нужны не пластичные, а стабильные нейронные связи. Это сильно снижает когнитивную нагрузку и экономит энергию. Вы не обдумываете как управлять машиной, бежать, закрывать дверь, пинать мяч, или напрягать голосовые связки во время разговора. Ваш мозг управляет этими процессами бессознательно, потому что в нем уже есть соответствующие стабильные связи.

У ребенка таких связей нет. Мозг пустой.

Почему? Потому что окружающая среда быстро меняется: те связи которые были полезны сто лет назад, бесполезны сейчас! То есть, для выживания ребенка есть потребность формировать новые нейронные связи как можно быстрее. Поэтому детский мозг как губка, он жадно впитывает любую информацию. Пластичность мозга максимальная, детям не нужны усилия, они по умолчанию запоминают все что видят.

Это как наполнение комнаты мебелью. Если комната пустая, то процесс идет быстрее, чем если она уже заполнена. Что же делать взрослому, если ему понадобилось выучить что то новое? Как быть, если вам вдруг понадобилось поменять мебель в свой квартире?

Фокус

-2

Нужно приложить усилие, ваш фокус внимания. У взрослых это работает не так как у детей. Мы не можем запоминать все подряд, это слишком дорого. Мы можем запоминать только то, что действительно важно. Каждый раз когда мы фокусируем свое внимание на чем-то, то это сигнал мозгу увеличить пластичность и перестроится.

Чем дольше взрослый человек может удерживать фокус своего внимания, тем выше пластичность его мозга, и тем быстрее запоминается нужная информация. Чем старше человек становится, тем меньше его пластичность мозга, но тем лучше он может фокусировать свое внимание. Это компенсаторный механизм. У взрослых действительно слабая пластичность мозга, но хорошая фокусировка. Детям наоборот, сложно фокусироваться, но у них высокая пластичность.

Ваша способность фокусироваться тренируется со временем. Чем дольше вы это делаете, тем лучше у вас получается. Есть две вещи которые сильно помогают в тренировках. Это награда (удовольствие) и стресс (неудовольствие).

Награда

-3

Каждый раз когда вы получаете награду после действия, это увеличивает вашу фокусировку на этом действии. Вы моментально запоминаете то что приносит вам удовольствие, и хотите еще.

Вот почему мгновенные награды вроде сладкой еды, алкоголя, порно или наркотиков так быстро перестраивают мозг и формируют вредные привычки. Быстрые удовольствия быстро формируют зависимость. В теории, если каждый раз давать человеку вкусняшку за рисование или чтение, то он будет фокусироваться на рисовании и чтении.

Но только до тех пор, пока он получает вкусняшку. Если вы перестанете давать награду, то мотивация навсегда исчезнет.

Стресс

-4

Следующий помощник надежнее - это кратковременный стресс. Человек способен на многое чтобы избавится от того что его раздражает.

Студенты перед экзаменами или иностранец в новой языковой среде способы очень быстро запоминать большие объёмы информации.  Потому что если вы попали в неприятную ситуацию, то есть эволюционный смысл хорошо запомнить как саму ситуацию, так и пути выхода из нее. Это может быть полезно в будущем, если такая ситуация повторится. Поэтому стрессовая ситуация увеличивает пластичность вашего мозга.

Стресс это отличный инструмент обучения. Потому что его можно легко стимулировать с помощью физической тренировки или как результат ошибок. Я регулярно использую как то, так и другое. Давайте начнем с физической тренировки, это легче в применении.

Физическая тренировка

-5

Любая физическая нагрузка это стресс для нашего организма, потому что нагрузка нарушает равновесие (гомеостаз) внутренней среды. Силовая тренировка, бег, велосипед, плавание, ходьба, стимулирует выработку стрессовых гормонов таких как кортизол и тем самым активизирует запоминание новой информации.

Ряд современных ученых вообще считают что мозг всех млекопитающих эволюционировал исключительно для управления физическим движением организма. Чем больше мозг, тем более сложные действия он координирует.

Физическое перемещение вашего тела из точки А в точку Б с помощью бега или ходьбы, особенно сильно активизируют пластичность вашего мозга и память. Почему? Потому что исторически такое перемещение всегда означало что человек оказались на новой территории, с новыми рисками для своего выживания. Чем быстрее наш предок запоминал координаты новой местности, опасности, ловушки, и безопасные места, тем выше были его шансы выжить.

Любая физическая тренировка активизирует пластичность вашего мозга. Но аэробная нагрузка вроде бега или ходьбы делает это эффективнее.

Ошибки

-6

Следующая форма полезного стресса - это ошибки. Никто не любит совершать ошибки или выглядеть глупо. Почему?

Потому что тот кто совершает много ошибок, тот плохо знает предмет. Исторически, тот кто плохо знал предмет, умирал чаще, чем тот кто знал хорошо. Вот почему вам так неприятно когда вы совершаете ошибки. В этот момент у вас выделяется кортизол и улучшается память. Это ускоряет ваше обучение. Потому что есть эволюционная потребность в том чтобы не совершать ошибки.

Вашему учебному процессу обязательно нужна обратная связь, чтобы вы видели свои ошибки, страдали, и могли активизировать свой мозг. Подумайте как это организовать в той нише которую изучаете.

Теперь поговорим о том как формируется любой навык. Этот процесс всегда состоит из двух этапов: ВХОД и ВЫХОД. Потребление и практика.

Вход

-7

На этом этапе вы потребляете и запоминаете новую информацию. Это может быть в любой форме: можно слушать лекцию, читать книгу, смотреть видео, разговаривать с A.I или изучать выдачу Google.

Все что мы обсуждали раньше: фокус внимания, стресс, физическая нагрузка и ошибки нужно использовать на этом этапе. Потому что все это увеличивает пластичность вашего мозга и помогает быстро запомнить много новой информации.

Выход

-8

Это Практика! Только после того как вы запомнили нужную информацию можно доставать ее из памяти и использовать на практике.

ВХОД и ВЫХОД плохо дружат друг с другом, потому что это противоположенные процессы. Стресс, ошибки и фокус помогают запоминать информацию, но мешают ее глубоко обдумывать. А вот второй этап, ВЫХОД, наоборот требует сознательной мыслительной деятельности. Т.е. нужно думать. Однако любой стресс, такой как физическая тренировка, это то что мешает думать.

Нет ничего более странного, чем когда учеников заставляют разговаривать на новом языке с первого занятия. Как можно сделать ВЫХОД если пропустили ВХОД? Как можно мыслить на новом языке если сознание в стрессе? Если вам нужен идеальный план, то он должен быть последовательным.

Сначала студент долго потребляет информацию, потом пытается ее практиковать. Во время физической тренировки вы слушаете формулы, иностранный язык, или правила дорожного движения. Стресс улучшает вашу память. Затем, через какое-то время, в спокойном состоянии вы пытаетесь решать уравнения, говорить на новом языке или управлять автомобилем.

Стресс помогает запомнить, но мешает думать.