В некоторых старых коллекциях бумажных денег встречаются также небольшие, напечатанные на одной стороне, но не проклеенные «марки», на которых есть слово «деньги на вооружение». Общим для всех них является то, что они не указывают ни место выпуска, ни цель использования.
Эмитент также появляется только с начальными буквами „B K». Большинство коллекционеров с опаской относятся к этим «купюрам». Цель состоит в том, чтобы пролить немного света на этот вопрос с помощью следующего поста.
Надписи, такие как «Приносите жертвы благодаря Богу!» или «Верны нашему Богу!», а также изображение креста и жертвенных алтарей указывают на религиозную общину как на эмитента купюр. И — действительно, аббревиатура «B K» означает «Bund deutscher Bibelkreise» (Союз немецких библейских кругов).
История начинается с 1883 года, когда студент Вильгельм Вайгле и старшеклассники Альфред Кристлиб и Фриц Мокерт встретились в Эльберфельде для первого «библейского венка». Термин «венки», который нам сегодня кажется странным, был тогда обычным для различных групп интересов, формировавшихся в высших школах. В других частях Германии евангелические учащиеся высших учебных заведений также объединялись в библейские кружки, так что в 1886 году существующие группы объединились в «Центральный комитет по сбору библейских венков в высших школах».
Библейские венки уходят корнями в пиетизм, протестантское движение обновления, отличающееся особой, наполненной чувствами формой благочестия. «Она требует от верующего усвоения веры и образцового нравственного поведения на публике. Рвение к вере подтверждается регулярным посещением церкви, домашними богослужениями и уроками Библии».
«Основатели были озабочены борьбой с извращённым классовым духом, пьянством, хулиганством и всем небожественным». Основополагающим [было] чтение и толкование Библии. В центре внимания работы был, в частности, Новый Завет с Христом в центре.
Ещё в 1898 году появилось руководство по ежедневному чтению Библии с планом на один год.
Вспомогательные работы «Ищите в Писании» были прекращены только в 1968 году. Молодежь мужского пола также должна быть привлечена в кружки с помощью полевых игр, гимнастических вечеров, лекционных занятий, походов и отдыха на каникулах.
«В 1888 году было 15 кружков с 200 членами. Структуры стали профессиональными, получили церковную легитимацию и финансировались за счёт пожертвований. Уже в 1899 году только в Берлине существовало двенадцать библейских венков, а в 1900 году в 40 городах насчитывалось 1 000 библейских венков. Тем не менее, BK оставался клубом для молодых людей. С началом профессиональной жизни большинство из них ушли из библейских кружков». В 1913 году насчитывалось уже 290 кружков, насчитывавших около 12 000 членов. Термин «библейский венок» был заменён в 1915 году на «библейский круг» с сохранением аббревиатуры «BK». Во время Первой мировой войны старшие классы высших школ были призваны на военную службу. Многие выжившие вернулись в свои библейские круги после окончания войны.
С этого времени, с первых лет существования Веймарской республики, появились несколько марок, на которых написано слово «Rüstgeld». Купюры 1920 года выпуска имели надпись «Приносите жертвы благодаря Богу!». На маленьком рисунке изображён алтарь, на котором сжигается подношение. Под ними в две строки было написано «Имперские деньги на вооружение / 1920 год — одна марка — 1920 год». В 1921 году использовалась та же марка с красным штемпелем «1921».
В следующем году были использованы марки различных Гау империи.
В овале отображается изображение ландшафта. Справа и слева от него три дубовых листа, над ними «B и R», разделенные цифрой года «1922», под которой указан номинал «1 М». Под графическим изображением имеется надпись «Деньги на вооружение». Марки с соответствующим названием Гау также выпускались также и в 1923 году. В овале изображены различные важные люди из истории протестантской церкви. Над овалом «1923» и в двух углах «5 М», а под овалом «В» – «Деньги на вооружение» – «К».
В 1923 году две марки стали напоминанием о том, что первый библейский кружок был основан в 1883 году.
В связи с продолжающейся инфляцией расходы увеличились. На первой марке в овале изображён значок «BK» с крестом, нанесённый в виде разлома, вверху надпись «Верен нашему Богу!», сверху слева «1883» и справа «1923». Внизу «Rüstgeld», а над ним слева «100» и справа «М». На второй марке полукругом изображён замок, возвышающийся на высокой скале, несомненно, отсылка к церковной песне Мартина Лютера «Крепкий замок — наш Бог». Песня имеет большую символическую силу для протестантизма. В левом верхнем углу «1883», а в правом «1923». Внизу «BK — деньги на вооружение — 500 м».
Помимо упомянутых здесь марок, существуют и другие. Их использование вызывает споры. Скорее всего, это были не экстренные деньги, скорее всего, они были оставлены в качестве доказательства пожертвований. Против их использования в качестве знаков вклада говорит то, что в то время в Библейском кружке было свободное участие, которое характеризовалось еженедельными собраниями, совместным музицированием, чтением Библии, настольными играми и совместными посещениями богослужений. Только в середине 1920-х годов библейские кружки превратились в общины с постоянным членством, «единообразным разделением и обещаниями вступления». Флаги и вымпелы, парады и марши, аттракционы и лагеря определяли внешний вид и деятельность.
После прихода к власти национал-социалистов началось и социальное равенство. 15 февраля 1934 года Союз библейских кругов принял решение о своём роспуске. На тот момент в нём было около 17 000 членов.
После Второй мировой войны библейские круги были восстановлены, и «Союз немецких библейских кругов» (BK) был вновь активирован в качестве зарегистрированного объединения, и он функционировал как руководящая организация групп. Его самостоятельная работа закончилась в 1970-х годах, когда провинциальные церкви EKD взяли на себя работу со студентами-евангелистами.
Материал взят из открытых источников (Uwe Bronnert, 2022)