С одной стороны, вроде бы всё логично. Ведь не может же человек заткнуть себе зад и не ходить в туалет две недели - примерно столько времени проводят альпинисты в верхних лагерях для попытки восхождения на Эверест.
А с другой стороны, при постоянно растущем количестве желающих покорить высочайшую вершину мира, совсем не удивительно, что на подходах к ней скопилось огромное количество человеческих экскрементов.
В базовых лагерях, в которых альпинисты проводят большую часть времени, адаптируясь к высоте, есть хотя бы оборудованные туалеты в виде палаток с установленными в них ёмкостями для сбора отходов человеческой жизнедеятельности.
А после начала восхождения сбросить балласт становится большой проблемой. Никто с собой переносных туалетов естественно не несёт. И очень мало кто из альпинистов озадачивается сбором своих фекалий в пакетик.
Обычно для этого просто роют ямку в снегу. Но чем выше, тем меньше в некоторых местах снега. И поэтому покорителям Эвереста приходится делать свои большие дела прямо на камни. Из-за постоянных отрицательных температур экскременты почти не разлагаются, а просто замерзают на скалах, "украшая" собою пейзаж.
Лагерь №4 на высоте 7906 метров в Южной седловине служит базой перед подъёмом на вершину Эвереста и Лхоцзе - четвёртый по высоте восьмитысячник мира.
Местность там совершенно открытая и сильно продувается ветрами. Международный горный гид Стефан Кек говорит про Южную седловину:
"Здесь почти нет льда и снега, поэтому повсюду можно увидеть человеческие испражнения".
Каких-либо официальных данных по поводу количества этих самых испражнений не существует. Однако неправительственная организация "Комитет по контролю за загрязнением Сагарматхи" (SPCC) заявляет, что между первым и четвёртым лагерем находится примерно три тонны фекалий, оставленных там покорителями Эвереста. ТРИ ТОННЫ КАЛА! Ужас!
Генеральный директор SPCC Чиринг Шерпа:
«Считается, что половина этого количества находится в Южном седле, также известном как четвертый лагерь».
Вот мне интересно, организация посчитала только те какашки, которые открыто лежат на камнях? Или те, которые закопаны в снег, тоже учтены в этих трёх тоннах?
Кроме того, как я понимаю, SPCC оценила количество фекалий только на юго-западном склоне Эвереста - со стороны Непала.
А ведь маршрут восхождения на вершину вовсе не один. Альпинисты поднимаются и по северному, и по западному хребтам, и по северному склону со стороны Китая.
Правда, после начала пандемии Китай практически закрыл Эверест для иностранцев.
Однако в прежние годы покорители вершины, которые поднимались на неё со стороны Тибета - автономного района Китая, наверняка успели внести свой весомый вклад в увеличение количества замёрзших каловых масс на Эвересте.
Так что три тонны, на мой взгляд, слегка заниженная оценка!
И что же делать со всем этим... фекалиями? И что придумать, чтобы их количество на склонах Эвереста больше не росло?
Организация SPCC нашла выход. Перед сезоном восхождений, который начнётся в марте, она заказала в США 8000 пакетов со специальными химикатами внутри, делающими экскременты твёрдыми и не вонючими.
В базовом лагере каждому альпинисту и каждому сопровождающему будет выдано по два пакета, в которые они во время восхождения должны будут делать свои большие дела. Каждым пакетом можно воспользоваться 5-6 раз - предполагается, что на две недели их хватит.
По возвращении в базовый лагерь покорители Эвереста обязаны будут предъявить специальным чиновникам свои наполненные пакеты для контроля. А то мало ли! Вдруг кто-нибудь решит по старинке на камни кучу навалить, чтобы лишний вес с собой повсюду не таскать.
Как думаете, поможет такая мера в деле уменьшения количества каловых залежей на Эвересте?
Если вам было интересно - ставьте лайк. И обязательно подпишитесь на МОЙ КАНАЛ, чтобы не пропустить новые публикации!
А вот здесь ТОП МОИХ СТАТЕЙ. Заходите - найдёте массу интересного!
Подписывайтесь также на мой канал в YOUTUBE и в Telegram и группу в Одноклассниках.
Добра всем и хороших путешествий!