Я уже не раз рассказывал про езду на конвейерных лентах в шахте. Да что греха таить – мы и на скребковых конвейерах ездили. И если на некоторых лентах ездить можно было – в дополнение к КТВ, позволявшего остановить ленту в любом месте на всём её протяжении, они так же оборудовались посадочными и сходными площадками, освещением, «лапшой» (нарезанный на узкие полоски кусок транспортёрной ленты, устанавливались перед сходной площадкой и призваны были будить невзначай уснувшего шахтёра), за сходной площадкой монтировались концевые выключатели, то на скребковых конвейерах ездить было категорически запрещено. Вроде бы в современных шахтах теперь и на лентах нельзя – не утверждаю, но вроде бы так.
Итак, в шахте я работаю недавно, в моём подчинении лопата и АУК (автоматизированное управление конвейерами) в закутке на пересыпе с ленты нашего участка на магистральную высокоскоростную ленту. Работа не пыльная (хотя иногда пыль в закуток к мотористу залетела, когда уголь очень сухой), физически не тяжёлая – надавил на кнопку и поглядывай на пересып как уголь ссыпается на конвейер. Чтобы не замёрзнуть, берёшь в руки лопату и идёшь греться – зачищать от штыба (мелкий-мелкий уголь) почву у пересыпа и 10-20 метров от пересыпа нижний став ленты с ходовой стороны. Когда скучно, читаешь газеты.
Кстати, за 6-часовую смену успеваешь прочитать две газеты формата «Правда» от корки до корки. Сначала мне подсказал старый шахтёр, потом сам неоднократно проверял. Часы можно с собой на смену не брать – две газеты прочитал и подошло время на-гора идти.
Когда совсем скучно, через коммутатор наобум звонишь на городской номер. Каюсь, было дело – звонил и нёс всякую околесицу типа:
– Это баня? Как не баня? А почему из трубки пар валит?
Очень любил это дело наш электрослесарь – молодой парнишка, неженатый, приколист ещё тот. У него я и научился из шахты выходить на городскую линию. Сам ещё был молодой, в мозгах ветер свистел.
Впоследствии убрали возможность выхода на городские номера из шахты – коммутатор не срабатывал. И когда назревала необходимость по делу позвонить в город, договаривались с диспетчером, диктовали номер и что передать. В общем, своими долбанными шутками сами себе худо сделали. Увы, я тоже к этому приложил руку.
Сижу на пересыпе, читаю газеты. Смена спокойная, никаких ЧП и прочих «забав». Прочитал одну газету от и до – значит, полсмены прошло и пора забутовку (тормозок) схомячить. Забутовка стандартная – хлеб, колбаса, три-четыре «долгоиграющие» карамельки. Позднее к обезжиренной колбасе стал добавлять нарезанное сало. Колбасу со шпиком не любил и сейчас не уважаю.
Прочитал вторую газету, тут как раз и уголь прекратился сыпаться в пересыпе. Значит, в лаве уже минут 15-20 назад прошла пересменка, ребята ушли на-гора по вентиляционному штреку, а я, получается, задержался. Хватаю свой самоспасатель (тогда были красные коробки СПП-2) и прыгаю на уклонную магистральную ленту. Лента высокоскоростная, цепи от СР-70, за которые подвешен конвейерный став, так и мелькают перед глазами. Тороплюсь, потому что понимаю – ребята будут меня ждать и вахтовка не уедет, я их задерживаю (работали мы в тайге за 30 км от АБК шахты).
Чтобы поскорее выйти на поверхность, иду по ленте – благо, она пустая без угля и высота до кровли позволяет встать в полный рост. Цепи и без того мелькали, а при ходьбе замелькали ещё быстрее. И это при том, что по молодости лет мы проезжали сходную площадку под концевым выключателем и поближе к выносному барабану ленты умудрялись схватиться за цепь и спрыгнуть с конвейера на почву. Но для этого нужна сноровка и точный расчёт, малейшая заминка могла дорого обойтись.
На цепь я ещё не прыгал – не было достаточного опыта. Перед сходной площадкой ложусь на ленту, проезжаю под «лапшой», встаю и вроде бы готов сойти с ленты. Поправляю на плече самоспасатель, снова делаю шаг на ленте, прицелившись сойти в самом конце площадки, и... сбиваюсь с ритма – в спешке не рассчитал ногу. По ходу движения ленты площадка находится справа, поэтому вставать на неё нужно правой ногой. А я не хило сглупил и встал левой, не успев при этом с движущейся ленты убрать правую. Ох, меня и закрутило! В шахтёрских сапогах выполнил винт из фигурного катания! Благо, удержался на ногах и не улетел обратно на ленту, иначе последствия могли быть плачевными.
В голове промелькнула мысль – пронесло! Спустившись со сходной, бегом побежал вверх по уклону ещё с пару десятков метров, железные двери людского ходка и я на поверхности. Вахтовка ждёт, ребята оживлённо играют в карты. Захожу в автобус, горный мастер на мгновение отвлёкся от азартной игры, взглянул на меня, крикнул водителю:
– Мои все! Поехали!
И снова погрузился в игру.
Сел на свободное место у окна, размышляю о приключении, случившейся по собственной ошибке несколькими минутами ранее.
Была у меня ещё одна оплошность на сходной площадке и на канале есть статья. Закончилась она тем, что я не слабо навернулся с площадки. Обошлось без серьёзных травм, но всё равно неприятно.