По подсчетам казахстанской стороны, после начала мобилизации в России в Казахстан въехало около 400 тыс. россиян, из которых на конец декабря 2023 года в стране оставалось около 50–80 тыс. Такие данные озвучил генеральный консул России в Республике Казахстан Дмитрий Тураев.
«Вначале люди переезжали во многом на эмоциях, и выбор Казахстана был связан с безвизовым режимом, отсутствием языкового барьера, развитыми цифровыми коммуникациями, льготным налогообложением и относительно недорогой стоимостью проживания. Для семей с детьми важным фактором стало и наличие школ с обучением на русском языке и схожей школьной программой», - объясняет генконсул.
Но реальность оказалась совсем иной. Релоканты в массе своей относили себя к среднему классу и обнаружили, что в Казахстане совсем все не так, к чему они привыкли в России. Например, качество образования значительно ниже, чем в «тоталитарной», коммунальная сфера находится на последнем издыхании. Закон часто подменяется кумовскими полуфеодальными понятиями.
Словом, все совсем не так, на что они рассчитывали, покидая Россию.
«Некоторый отток россиян свидетельствует о существовании у них определенных трудностей: это и требование ряда организаций к знанию казахского языка при приеме на работу, и ужесточение миграционного режима в части обязательного оформления РВП после 90 дней пребывания, и взлет цен на недвижимость в последние два года», - приводит еще причины возвращения домой Дмитрий Тураев.
Сейчас уже известна масса историй, как бежавшие из «агрессивной России» получили сполна свою порцию разочарований.
Например, программисты, полагавшие, что уж они-то никак не останутся без работы. Поначалу их российские работодатели, ошарашенные массовым исходом работников, шли на всевозможные уступки им. Но затем стали возникать трудности с переводом зарплаты, с дисциплиной. И высокомерные кнопочники вдруг стали получать извещения об увольнении – работодатели принялись заполнять их места реальными работниками в России, подтверждая старую истину о том, что незаменимых людей нет.
Учителя, врачи, чиновники вообще попали в Казахстане в совершенно чужой мир и не смогли к нему привыкнуть. Они, кстати, стали возвращаться первыми.
Представители других профессий вдруг обнаружили, что Казахстан – это очень бедная страна, с разгромленной промышленностью, зависящая от международных корпораций, которые контролируют все ведущие отрасли страны. И перспектив профессионального роста ни для них, ни для их детей там нет.
А долгожданная свобода выражается только в том, что свободно можно ругать Россию, но она сразу же заканчивается, когда начинаешь рефлексировать над местными порядками.
Когда поняли, что в России за трусость не расстреливают, и в отличие от Украины военкомы по улицам с клетками-ловушками не бегают, начался массовый исход из Казахстана.
Что же касается тех 80 тысяч, о которых сказал генконсул, то среди них значительная часть людей, которая опасается возвращаться вполне обоснованно. После своего отъезда они успели столько наговорить в адрес своей Родины, что вполне справедливо опасаются наказания по своему возвращению. Но это уже другая история!