Найти тему
Это Кавказ

Как заработать на красоте

Оглавление

Букетный период в жизни Амины Накаевой из Грозного длится уже седьмой год. Ведь она основала первое в Чечне агентство по свадебному декору

Фото: ©Елена Афонина/ТАСС
Фото: ©Елена Афонина/ТАСС

Все началось с «мыльницы»

— Мое детство прошло в творчестве. Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и ходила в художественную, писала стихи, но по мере взросления все это стало казаться несерьезным. Я поступила на экономиста: мама хотела, чтобы дочь получила «надежный» диплом.

Мне было 18 лет, когда не стало отца. Время беспечности кончилось. Мне очень хотелось стать для мамы хоть какой-то опорой. Училась я заочно и параллельно взялась сразу за три работы: с утра в журнале, в обед бежала в рекламное агентство, а вечером давала уроки по фотошопу. Было нелегко, но мы справлялись.

В 21 год я вышла замуж и все это оставила. Моя жизнь начиналась с чистого листа, но, если ты с раннего возраста зарабатывала, это становится привычкой.

Я давно увлекалась фотографией «для души». Мне подарили «мыльницу», научилась на ней каким-то основам. Подруги-невесты часто просили снять их в день свадьбы, это и натолкнуло на мысль поменять любительский уровень на более высокий. Заняла 100 тысяч и купила профессиональный фотоаппарат.

Долг погасила быстро. Так получилось, что я стартовала в нужный период: не было особой конкуренции, соцсети только раскачивались. Мое дело быстро набрало обороты. Но и работала я на износ. Очень много заказов выполняла бесплатно: чтобы сделать себе портфолио, обзавестись нужными знакомствами, попрактиковаться в съемке.

Фотографы поймут, что это такое: ты днем снимаешь, а ночью обрабатываешь изображения, потому что заказчикам они нужны срочно. В итоге спишь по 3−4 часа в сутки. Оглядываясь назад, я понимаю, что сейчас в таком темпе работать бы уже не смогла.

Свадьба брата

— Свадьба может быть веселой и размашистой — много еды, гостей, но нет красивых локаций, чтобы сделать по-настоящему крутые снимки. Когда женился мой младший брат, захотелось навести на его свадьбе красоты, которой мне как фотографу так часто не хватало. Образования декоратора у меня не было, все пришлось делать «на ощупь».

На декор я потратила около 150 тысяч рублей. И он был довольно простой: цветы, каркасы для арки, тумбы, вазы. Но далось это дело тяжело, потому что не было опыта. Потом одна из невест, которую я собиралась снимать, увидев наш декор, попросила меня оформить так же и ее дом. Я очень признательна этой девушке за доверие и смелость.

Позже я прошла онлайн-обучение в школе декораторов. Но проблема в том, что в Чечне ты можешь применить лишь малую часть полученных на этих курсах знаний. В России свадьбы совсем другие, приходится адаптировать все под наш менталитет.

Фото: ©Елена Афонина/ТАСС
Фото: ©Елена Афонина/ТАСС

Чувства на публику

— Раньше у чеченцев празднично оформлялся только дом жениха, а в доме невесты все было очень тихо и строго — там даже мужчины не появлялись. Сейчас проводы невесты часто проходят с размахом. Многие это осуждают, мол, традиции уходят. Я наши традиции тоже очень люблю и стараюсь соблюдать. Но все мы понимаем, что жизнь меняется. И оформленная цветами комната невесты — не самое страшное изменение.

Всем хочется красоты хотя бы в этот день. Для невесты это последние часы дома, в кругу родных, чтобы сделать фото на память, послушать наставление от тетушек, пожелания от подруг и, покинув родные стены, остаток дня простоять статуэткой в углу.

Есть и вещи, которые мне очень сложно принять, например лишнюю демонстрацию чего-то очень личного. Нам не идут чувства на публику.

Цветочная арифметика

— Никакого стартового капитала у меня не было. Пять лет я работала фактически без прибыли. Все, что зарабатывала как фотограф и декоратор, тратила на декор. И продолжаю вкладываться в развитие.

Сейчас нашему агентству Rey Décor седьмой год. Основное направление — свадьбы. В сезон — с апреля по ноябрь — мы проводим 5−12 свадеб каждые выходные. Кроме того, оформляем витрины, корпоративы, званые ужины, выпускные, встречи паломников из хаджа, поздравить которых приходит очень много гостей. Зная стремление чеченцев к красоте, украшаем коробки с чаем, сахаром и другими сладостями, которые сторона жениха дарит семье невесты вместе с выплатой калыма.

У нас есть два вида услуг. Клиент может купить оформление, например, витрины или ресторана, заплатив за цветы, идею и работу. Или же взять декор в аренду. Мы строго придерживаемся правил проката, установленных в исламе. Расчет стоимости ведется исходя из того, сколько ушло на материал, искусственные цветы и работу сотрудников, — итоговая цена должна составлять не более 30 процентов от этой суммы.

Как включить босса

— В штате у меня 8 человек — дизайнеры, установщики, администратор, который общается с клиентами. Если работы много, приглашаем людей на условиях сдельной оплаты. На мне бухгалтерия и SMM.

Команда небольшая, поэтому «включать босса» особо не приходится. Мне везет на людей, попадаются коллеги, которые все прекрасно понимают.

У меня от природы нет предпринимательской жилки, я скорее антилидер, чем руководитель. Все пришлось в себе воспитывать. Я даже составила список качеств, которые нужны лидеру, и потихоньку работаю над собой.

Я считаю, что если Всевышний даровал тебе какие-то возможности, а ты ленишься их реализовать, это своего рода неблагодарность. Но разница между тем, кто только начал свой путь, и тем, кто довел дело до ума, только в отношении к страхам. Боятся все — и это нормально. Но нужно учить себя игнорировать эти опасения, уповать на Всевышнего и много трудиться. Другого рецепта нет.

Мне часто говорят, что нужно быть жестче, но я неконфликтный человек, стараюсь обходить острые углы. Если вижу, что сотрудник работает недобросовестно, просто расстаюсь с ним. И это не значит, что это плохой человек, просто создан для другого дела.

Такого, чтобы я таила обиду на кого-то, тоже не было. Честно говоря, когда слышу про «отстаивание границ» и прочие модные темы, не совсем понимаю, где эти люди находят врагов, от которых надо защищаться.

Децибелы в доме

Фото: ©Елена Афонина/ТАСС
Фото: ©Елена Афонина/ТАСС

— Мне очень помогла поддержка семьи. Бывало, я переживала, что провожу с детьми мало времени. «Ничего страшного, — говорил свекор. — Дети спасибо скажут, ты для них стараешься». Свекровь — добрейшей души человек, тоже с пониманием относилась к моей работе, хотя я очень старалась этим не злоупотреблять.

Супруг к моей работе относится по-разному. Он мне не запрещает, но какой муж будет доволен, если жена слишком много времени уделяет работе? Он все-таки жену себе в дом привел и хочет, чтобы было и вкусно, и уютно, и чисто, а мои карьерные амбиции его не касаются, тем более что он никогда не планировал существовать за мой счет. Если он недоволен, то имеет на это право.

Как я улаживаю с ним конфликты? А у нас в семье все очень тихо. Гости шутят, что у нас есть определенный уровень децибелов, которые никто не переходит.

Самолет алых роз

— Одной из самых ярких в моем опыте стала свадьба, которую мы всю оформляли живыми цветами. Она проходила в большом зале торжеств и собрала около 500 гостей. Три месяца планировали и готовились. Огромное количество цветов, больше чем на миллион рублей, выслали самолетом из Москвы. У нас была только одна ночь, чтобы оформить зал. Мы привлекли лучших флористов Грозного.

Цветочный декор — удовольствие недешевое в любом случае. Но наш народ никогда не экономил на свадьбах. Мы живем по такому принципу: если у кого-то было, то и мы должны так сделать. Вот такое коллективно-бессознательное стремление к красоте.