В предыдущей статье мы говорили, о том, что сквозняки европейского Возрождения задували в щели Московского царства и раньше, ещё до того, как Петр I прорубил полноценное окно в Европу.
Европейские мастера и ранее прибывали на Русь, но потребности русских царей ограничивались в основном инженерными работами.
Сегодня мы расскажем о выдающемся итальянском зодчем, гении инженерной мысли - Аристотеле Фиораванти (1415–1486), который стал первым итальянским архитектором при московском дворе.
В 1475 году Аристотель Фиораванти прибыл в Москву по приглашению московского князя Ивана III, чтобы возглавить строительство Успенского собора, который был уже почти построен, но в ночь на 20 мая 1474 года... внезапно рухнул.
Вот он - создатель главного храма Российского государства, в котором венчали на царство русских царей и где сейчас проводит службы нынешний патриарх.
Таким увидел его художник эпохи Возрождения Лоренцо Лотто. Решительный, целеустремлённый, облокотившийся на стол с зелёным сукном, на котором лежат атрибуты зодчего - линейка и циркуль.
Он родился в Болонье в семье потомственных архитекторов и судьба его была определена с детских лет.
Нужно сказать, что продвинутый человек эпохи Возрождения, как это случалось часто, не замыкался на узкой специализации, он стремился заняться всем: был одновременно и учёным и инженером и художником.
Таким был Леонардо.
Таким был и Аристотель Фиораванти.
У себя на родине, в Италии, Аристотель уже успел стать признанным гением инженерии. Его карьера началась блестяще.
В августе 1455 года под его руководством было произведено первое документально засвидетельствованное перемещение здания: 24-метровая колокольня делла Маджоне при церкви Санта Мария Маджоре в Болонье за несколько дней была передвинута с места на место, а точнее - на 13 шагов, вместе с колоколами и без всяких повреждений, чтобы освободить место для строительства нового здания городского магистрата.
Слава о нём разлетелась по всей Италии.
В сентябре того же года Фиораванти выпрямил покосившуюся колокольню Сан Бьяджо в городе Ченто, а в декабре — башню при церкви Сан Микеле Арканджело в Венеции, впрочем, последняя почти сразу же рухнула из-за слабости грунта на близлежащий монастырь, задавив при этом нескольких человек - случались и неудачи, которые добавляли опыта - это навсегда приучило Фиораванти тщательно обследовать грунт, прежде чем браться за работу.
С 1456 года Фиораванти начинает активно заниматься архитектурными заказами. Он работает над реконструкцией старинных зданий в Болонье, ремонтирует крепостной ров и выполняет множество поручений городской общины.
В 1458 году он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459 устроил Пармский канал.
С 1458 года находился на службе у Миланского герцога Франческо Сфорца.
Приглашённый в 1467 году ко двору венгерского короля Матьяша Корвина, строил мосты через Дунай.
Деятельность Аристотеля в Италии, не всегда была деятельностью архитектора, он был востребован как выдающийся инженер, технические решения которого опережали время.
Его приглашали в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, Неаполь для решения самых трудных задач.
Не обошлось и без завистников:
в июне 1473 года Аристотель был неожиданно арестован и обвинён в чеканке и сбыте фальшивых монет, за что его заключили под стражу и лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, мастера выпустили из тюрьмы и вернули привилегии.
Но осадочек остался.
И тут, он встречается с Семёном Толбузиным - послом Ивана lll в Венеции, который и соблазняет его на строительство собора в далёкой Московии.
Считают что дело не обошлось без вмешательства тогдашней "первой леди" московского царства - жены Ивана III Софьи Палеолог, которая была племянницей последнего византийского императора Константина XI. Софья, как известно, воспитывалась в Риме и была наслышана о гениальном мастере, творящем чудеса.
Навряд ли щедрые посулы московского полпреда соблазнили Фиораванти, он и так был не беден, мечта самому построить величественный храм - вот что влечёт его в далёкую Московию.
Ни морозы, ни бездорожье, ни набеги татар не останавливают его.
Три месяца длилось путешествие и вот: "в лето 6983 (1475) на Велик день (день Пасхи) – как говорится в летописи, – пришел из Рима посол Великого князя Семён Толбузин, а привел с собой мастера, кой ставит церкви и палаты, именем Аристотель».
Приезжает он с сыном Андреа и слугой Пьетро, самому мастеру на тот момент исполнилось уже 60 лет.
Успенский собор, который должен был стать символом объединения Руси, был уже почти построен, но тут, как свидетельствует летописец: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися». То есть случилось небольшое землетрясение и толчка в 4 балла хватило, что бы стены, ещё не закреплённые верхним сводом, рухнули.
Приглашенные было артельщики из Пскова осмотрели то, что осталось от собора, проверили кладку, сказали что построено было добротно, только "известь не клеевита и камень не тверд.
Однако достраивать собор отказались.
Фиораванти осматривает развалины и так же отказывается достраивать собор, а предлагает снести всё это сооружение и расчистить место для нового строительства.
Кроме того что "известь не клеевита и камень не тверд", он обнаруживает что и фундамент не глубок и стены тонки и пустоты между ними и множество других ошибок строительства, а главное - собор строили на глазок, без "циркуля и линейки", к тому же за два с лишним века монголо-татарского ига, русские мастера разучились строить монументальные храмы.
Подозрительным и понятным оказывается и тот факт, что тендер на строительство собора выиграл некто боярин Ховрин, который служил казначеем великого князя Ивана III.
'Бысть трус" или нет, виноваты ли "бестолковые мастера" Кривцов и Мышкин, а может быть виноват ворюга Ховрин - мы не знаем.
Впрочем, последние, как известно, не понесли наказания и даже не впали в немилость.
17 апреля 1475 года Фиораванти начинает работы. Его методы и размах поражают москвичей.
Стенобитным тараном он рушит остатки стен, расчищает завалы, вывозит даже верхний слой грунта, на котором стояло сооружение, роет глубокие рвы под фундамент и вбивает в них дубовые сваи. С учётом возможных "землетрусов", он строит первое на Руси сейсмоустойчивое здание.
Его не устраивают кирпич и известь - он организует производство "клеевитой" извести, а на берегу Москва-реки, за Андрониковым монастырём, строит первый на Руси кирпичный завод по производству крепкого брускового кирпича, который имеет единый стандарт, как сказали бы теперь - ГОСТ.
Можно сказать, что итальянский мастер, привез на Русь новый строительный материал - кирпич, который мы используем в строительстве и по сей день.
Стены он велит класть цельными, без пустот, а вместо дубовых крепёжных брусьев использует железные.
Ещё по пути из Италии, Фиораванти посетил русские города и ознакомился с их архитектурой, но не византийские мотивы соборов Киева и Новгорода становятся образцом для строительства нового храма, а Успенский собор во Владимире, построенный по крестово-купольному типу ещё в XII веке неизвестными ломбардскими мастерами для князя Андрея Боголюбского.
Но Фиораванти строит по новым технологиям и с иным размахом.
Всего за за два года он возводит собор, ещё два года уходит на внутреннюю отделку.
15 (29) августа 1479 года, накануне престольного праздника Успения Богородицы новый храм был освящен.
"И высотой, и светлостью, и звонностью, и пространством, такой же прежде того не бывало на Руси, кроме Владимирской церкви, а мастер — Аристотель."
Мы можем видеть, насколько строен, легок и пропорционален храм, построенный Фиораванти, его огромные размеры не давят на глаз Все линии собора гармоничны, словно вычерчены по циркулю и линейке.
Внутри же, впервые в русской архитектуре, огромный собор не был разделён на небольшие пространства, а представал во всём грандиозном величии. 40-ка метровые своды опираются на шесть круглых столпов и словно бы парят в воздухе, создавая ощущение объема и простора.
Нет сомнения, что всё это стало стало возможным, благодаря гениальному чувству гармонии автора, который как и другие мастера эпохи Возрождения, был проникнут духом античности.
Основная часть росписей была выполнена ещё при жизни Фиораванти.
Росписью первоначально занималась артель знаменитого мастера Дионисия, однако первые фрески собора со временем были утрачены из-за перепадов температур и в 1642 г. собор был расписан заново по копиям прежних фресок, которые заблаговременно перенесли на бумагу, но часть первоначальной росписи сохранилась нетронутой.
Считается что в дальнейшем, именно Фиораванти - знаменитому мастеру фортификационных сооружений была поручена разработка генерального плана стен и башен Московского Кремля. Хотя достоверных документальных свидетельств этому нет, к тому же в тот период на Руси уже работали другие итальянские мастера, но несомненным остаётся тот факт, что образцом для строителей Кремля стал Миланский замок герцога Сфорца, у которого Аристотель служил с 1458 по 1464 год.
Считается что Аристотель разрабатывал так же и подземный план Кремля, в одно из подземных хранилищ которого была замурована знаменитая либерия, привезённая в Москву Софьей Палеолог, в дальнейшем она войдёт в историю как исчезнувшая библиотека Ивана Грозного.
Итальянский мастер становится всё более незаменим для Ивана III, царь поручает ему литьё пушек и чеканку монет.
И вновь Аристотель создаёт производство, теперь уже литейное.
Первый пушечный двор в Москве - это тоже его работа, в дальнейшем, колесная артиллерия, созданная Фиораванти, сыграла одну из решающих ролей в стоянии на реке Угре 8 октября — 11 ноября 1480 года, которое навсегда закрыло вопрос господства монголо-татарского ига на Руси.
В 1478 году Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвует в походе Ивана III на Новгород, во время которого, на удивление войску, лихо наводит понтонный мост через реку Волхов.
Но всё чаще задумывается он о возвращении в Италию и просит Ивана III отпустить его на родину, но царь отказывает ему - слишком уж много знает итальянский мастер.
Однажды при великокняжеском дворце запытали и казнили врача-итальянца, не сумевшего вылечить проживавшего в Москве татарского хана. Это производит на Фиораванти гнетущее впечатление и тогда он бежит, но его ловят и сажают под арест.
Однако царь нуждается в его услугах и в 1482 году он участвует в походе Ивана lll на Казань, а в 1485 году на Тверь. В дальнейшем следы его теряются. Считается что он умер на Руси около 1486 года.
Но существует легенда, по которой царь заточил его в один из подземных казематов Кремля, которые он сам же и построил, где итальянский мастер прожил узником много лет и был выпущен на свободу лишь после смерти Ивана III, но был уже глубоким стариком.
По другому преданию, Фиораванти так и умер в темнице, а призрак великого зодчего до сих пор бродит по подземным залам и переходам Кремля .
.