Найти тему
PsyLife

ВЛИЯНИЕ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Приветствую, друзья.

Сегодняшняя тема в достаточной мере интересна и популярна, однако популярность не всегда идет на руку. Наследственность слишком идеализирована и мифологизирована в современном обществе. Давайте разбираться:

Часто можно слышать в уничижительном ключе: "вот, он весь в папашу/мамашу" - под собой это предполагает не воспитательный, не социокультурный фактор развития личности, а некую генетическую преемственность личностных черт.

Так что же такое генетика?

Действительно, существует генетические особенности личности, которые, что логично, передаются ребенку от родителей. Это тип нервной системы, особенности строения нейронных связей, функционирование мозга (все в небольших колебаниях, то есть в рамках нормы, а не патологии), различные генетические заболевания (и то, лишь процент). К примеру, ребенку может передаться шизофрения, если один или два родителя имеют подобный недуг (процентов 20 - 30 приблизительно, что это случится).

Но вот все остальное - это уже не генетика, а следствие воспитательного процесса, причем воспитательный процесс происходит всегда, а не только целенаправленно. То есть, когда ребенок наблюдает за реакциями, поведением, словами взрослых - это тоже воспитание.

Хороший пример - семья Ч. Дарвина, Л. Бетховена и множество других. В семье Бетховена насчитывается около одиннадцати талантливых музыкантов. Можно сказать - наследственность, не совсем, сам слух действительно может передаться генетически, однако слух еще не делает из человека музыканта. Ведь логично, что когда отец музыкант, то и ребенок будет вовлечен в процесс с детства. Он видит прямой пример (в данном случае отца): видит и слышит, что его отец играет и сам, изначально подражая, пытается повторить сам процесс. К тому же, родитель подкован в этой сфере - следовательно, может полностью ответить на все вопросы ребенка, касаемо данной сферы.

Однако, конечно, наблюдаются и противоположные ситуации, где в семье общепризнанных гениев рождались далеко не самые одаренные дети.

-2

А еще можно рассмотреть пример, когда ребенок из неблагополучной семьи, вопреки воспитанию родителей, достигает заметных высот. Тут, как правило, вступает в силу более широкое окружение: не родители, а воспитатели, учителя, сверстники, в целом общество, через которое ребенок может по-другому расценить действия родителей.

Еще примером того, что человек не может развиться как человек, без общества, это дети-маугли, воспитанные животными. Можно взять самого, казалось бы "гениального" ребенка с отличнейшей родословной и поместить его в условия изоляции от других людей. Что получится из него? Вопрос риторический.

Друзья, в этой статье мы пробежались по самым верхам влияния генетики на человеческое развитие, чем дальше- тем интересней.

«Nihil verum est licet omnia»

Всем добра!