Жил когда-то на благословенной иберийской земле добрый король Вамба. Впрочем, Иберийский полуостров был тогда – в VII веке – не таким уж приятным местом. Римский мир, ясный, хорошо устроенный и всем понятный, уходил безвозвратно, а на его место то и дело являлись всякие варварские племена – от аланов и свевов до вандалов и вестготов. И каждый норовил быть главным, то есть заполучить себе как можно больше материальных благ и ценностей. А ведь была еще и местная знать (так сказать, лорды и касики), и епископы, кое-кто из них мнил себя настоящими князьями - церкви, разумеется. В конце концов, верх одержали вестготы. Местные этому не радовались, но их мнения никто не спрашивал. Было не до того: у самих вестготов постоянно происходили свары, заговоры, перевороты и разборки.
Вот в таких-то трудных условиях пришлось Вамбе стать королем. У вестготов королевская должность была выборной, потому корону Вамба получил в зрелом возрасте. Он к тому времени уже был герцогом Лузитании, прославившимся военными походами. Легенда рассказывает, что Вамба всячески упирался и отказывался от королевской власти. Несмотря на настойчивые требования прибывшей из Толедо делегации, Вамба отказался занять такую должность, сославшись на свой преклонный возраст и бескультурье.
Наконец, он предоставил дело божественной воле, сказав:
«Когда это стрекало, которое я держу в руке, зацветет, я стану королем Испании». Затем он воткнул палку в землю, и она чудесным образом покрылась зелеными листьями и белыми цветами. А знать, преодолевая отчаянное сопротивление кандидата, под страхом смерти притащила его в Толедо, где он и был помазан на царство. Кстати, это первое упоминание об обычае помазания вестготского короля. Если не считать попытку Вамбы отказаться от престола фольклорным вымыслом, то это свидетельствует о наличии у нашего героя здравого смысла и здорового чувства самосохранения. Однако у него не получилось отказаться.
Тогда Вамба, смирившись с неизбежным, энергично взялся за выполнение своих обязанностей.
Первым делом он решил вопрос с постоянно бузящими басками. Весьма успешно, надо сказать, и быстро – за 7 дней разорил страну басков, добился от них выдачи заложников и заключил мир на своих условиях.
Пока он воевал на севере, случился мятеж в Септимании – ныне там располагается Каталония (чувствуете закономерность? Всегда баски и всегда каталонцы). Конечно, тогда никакой Каталонии и в помине не было, первое упоминание Каталонии и каталонцев вообще относится к XII веку (Летопись о завоевании Майорки), но сепаратизм уже существовал. Септимания, или Нарбоннская Галлия, располагалась за Пиренеями и всегда чувствовала себя особой. Правители лавировали между вестготами и франками, а епископы участвовали в церковных соборах по обе стороны гор. Тарраконская Испания, хоть и находилась на территории полуострова, всегда тянулась за сепаратистами. Вот и в тот раз, когда септиманский герцог объявил себя императором, Барселона и все близлежащие города и веси его поддержали. Финансовую поддержку мятежнику оказала еврейская община Нарбонна.
Однако Вамба стремительным маршем пересек Пиренеи, заняв ключевые крепости, и сумел быстро разгромить восставшие города, взять Нарбонн и осадить последний оплот мятежников – Ним. Среди восставших начались разногласия, вестготы Вамбы под шумок славно пограбили город, и мятежники сдались. Войско франков, спешившее им на помощь, повернуло обратно, услыхав такие новости.
Вамба жестоко наказал смутьянов, в том числе и евреев – их изгнали из королевства. Король постарался укрепить свою власть: сократил количество монетных дворов (в том числе закрыл нарбоннский) и ввел всеобщую воинскую повинность – для всех, включая рабов и духовенство. Какое-то время власть Вамбы была столь сильна, что он мог не считаться с церковью.
Он начал большое строительство, украсив свою столицу Толедо великолепными сооружениями. Реконструкция крепостных стен уже не ограничивалось соображениями обороны, а по римской традиции проводилась для показа мощи и богатства вестготского владыки.
И вот земля свободна
От всяких зол и бед,
И очень хлебородна –
Порядка ж не как нет.
Действительно, порядок и мир Вамбе удалось установить не надолго.
Некоторые хроники именно к времени его правления относят первые арабские рейды на испанскую территорию. Долгое время эти сведения считались недостоверными, но в начале нашего века в районе Альхесираса были обнаружены мусульманские захоронения, надписи на надгробных плитах относят их к середине VII века – времени Вамбы.
Вестготская знать не могла долго обходиться без смут, и в этом ее поддерживали недовольные клирики.
Был составлен заговор. Некто Эрвиг (между прочим, византиец, женатый на готской принцессе) преподнес королю отравленный кубок вина. Выпив, Вамба потерял сознание. Заговорщики завопили: «Король умирает!». Митрополит Толедо Юлиан, бывший с ними заодно, быстренько соборовал монарха и, по вестготскому обычаю, постриг его в монахи. По тому же самому обычаю, клирик не мог править страной (Сколько раз потом этот закон благополучно нарушался). Пришедшего в себя, но слабого и больного короля принудили подписать отречение и отправили в монастырь. Там он и умер, то ли через месяц, то ли через год, то ли через 7 лет. Точно никто не знает.
Митрополит Юлиан позже написал «Историю Вамбы», где представил короля образцовым монархом, - может, совесть замучила, а может, последующие короли были гораздо хуже.
Всего Вамба правил 8 лет, 1 месяц и 14 дней. Но потомкам он запомнился. Сейчас, когда испанцы хотят сказать «это было давным-давно», они говорят: «во времена короля Вамбы» (как русские говорят - при царе Горохе).