«Дедушка» транспортного дела – кто или что это? Ребята из групп по журналистике и фото-, видеомонтажу узнали об этом, недавно посетив депо «Подмосковная», названное тем же именем, как и работавшая здесь раньше станция.
Мы окунулись в мир инженерии, открыли для себя много нового о паровозах: из чего они состоят, про значимых людей в истории механических коней.
Экскурсовода не нужно было искать, им стал наш педагог Дворца творчества Борис Борисович Соломатин. Раньше он снимал фото на железных дорогах и вел экскурсии в этом депо, поэтому ему было что рассказать мальчикам и девочкам. Попав на территорию исторической площадки, мы сначала зашли в водонапорную башню. Ее механизм и строение необыкновенно интересные: башня - красивая и выглядит в стиле «модерн» (как и другие здания здесь постройки 1901 года), а внутри нее — причудливая винтовая лестница, и еще на первом этаже есть музейные экспонаты, рассказывающие о назначении водонапорной башни. Кстати, использовали ее, чтобы заполнять водой паровозы и приводить их в движение.
На улице же ученики увидели поворотный круг со стоящими на нем составами. Мы узнали, из чего состоят локомотивы, формулу их колес и то, как связно работают все элементы. Также нам рассказали, что труба паровоза зависит от материала, каким он топится: уголь, мазут или дрова, — и ребята поняли, как различать паровозные устройства.
Потом нас очень удачно пропустили в мастерскую — огромное помещение, где чинят или строят локомотивы. Там специально запроектирован достаточно высокий потолок с открывающимися створками сверху для отвода пара из помещения (пар производит паровоз).
Мы увидели депо изнутри, с самых интересных его сторон, поняли, например, как выглядели поезда прошлого века, услышали историю о знаменитом инженере-локомотивостроителе Льве Сергеевиче Лебедянском. По окончании экскурсии мы рассмотрели один из первых построенных составов и узнали его историю, и она не обошлась без неудачного опыта.
Но, к счастью, у первооткрывателей паровозостроения всё получилось, и сейчас у нас есть возможность наблюдать за прогрессом в этом инженерном направлении. Хотя в наши дни паровозы в большей степени канули в лету, а их заменили скоростные составы или электрички, но без «дедушки транспортного дела» такого рывка в транспортной инженерии не случилось бы. А ребята, побывавшие на экскурсии, были рады открыть для себя подробности зарождения паровозостроения, без которого мы бы сегодня не пересекали с такой скоростью просторы нашей страны на поездах.
Анна Назарук, 14 лет
фото Жанны Баскиной, Бориса Соломатина и его учеников