Найти тему

Ефиму Честнякову – художнику, мыслителю, праведнику – 150 лет со дня рождения

Единственное сохранившееся фото Е.В. Честнякова
Единственное сохранившееся фото Е.В. Честнякова

Ефиму Васильевичу Честнякову (1874 – 1961) в этом году отмечается 150 лет со дня рождения. Его называют шабловским самородком; от родился в деревне Шаблово, что под Кологривом. Был он художником, драматургом, философом, поэтом, выразителем глубин народного сознания. Его литературно-художественное наследие совершенно случайно было открыто и спасено от забвения сотрудниками Костромского художественного музея через несколько лет после смерти художника. Сегодня в книгах и статьях исследователей собраны богатейшие воспоминания людей, лично знавших Честнякова, испытавших на себе влияние этого необыкновенного человека. Со страниц перед нами встает образ русского интеллигента, грамотного и разносторонне образованного сельского учителя, воспитателя, врачевателя, провидца, мыслителя, художника, праведника, скомороха, покровителя простого люда, святого-юродивого.

Ефим Честняков прожил долгую жизнь: родился в крестьянской семье всего через тринадцать лет после отмены крепостного права, пережил три русских революции, две мировых войны; был современником преобразования жизни на селе и в государстве. Он учился несколько лет в Петербурге изобразительному искусству – в мастерской живописи и рисования княгини М.К. Тенишевой и в классах Академии художеств; лично знал И.Е.Репина. Год проучился в Казани. Материальные трудности в семье, неумение устроиться в городской жизни, вписаться в столичную жизнь творческого Серебряного века – всё определило вернуться в родное Шаблово и посвятить жизнь служению людям, нести взрослым и детям подлинную культуру, открывать понимание высшего долга, предначертание Человека. «Знатоком старины я себя не считаю, – писал художник, – но желал бы, чтобы была у нашего народа культурная работа… Не то, чтобы не знакомиться с иноземной (и городской) культурой, но чтобы иметь и свою оригинальную творческую жизнь в поэзии и промышленности, и городам быть со своим обликом, отличным от других…».

-2

Он творил: придумывал романы и сказки, создавал музыкальные инструменты, делал, как в средние века, удивительные рукописные книги с рисунками… Со своей двухколесной тележкой ходил в соседние деревни «устраивать театр», где разыгрывал сказки с музыкой и персонажами, в качестве которых выступали фигурки из глины. Собирал народные песни, частушки, записывал сказки…

-3

Он рисовал, хотя денег не хватало настолько, что зачастую не было возможности купить краски. Как в детстве, приходилось собирать камешки по берегу реки, а потом растирать их. Писал на чем придется – на ситцевых тканях, домотканых холстах, иногда на матрацной ткани. Акварель для своих рукописных книжек использовал самую простую, дешевую, школьную… В его картинах встают сказочные, необычные образы крестьян, народного быта, обрядов, праздников…

-4

Так возникали картины с различными обрядовыми сценами («Ряженые», «Ведение невесты из бани») и повседневными делами крестьян («Пряхи», «Посиделки»). На его рисунках в лесу среди деревьев растут огромные грибы, а сказочные гуси-лебеди – добрые, с ними можно просто полетать, а потом вернуться домой… Он мечтал о Городе Всеобщего Благоденствия, обетованной сказочной стране, где все были бы счастливы.

Е.В. Честняков. Вход в Город Всеобщего Благоденствия
Е.В. Честняков. Вход в Город Всеобщего Благоденствия

Своим творчеством он проповедовал идею всеобщности – общинного жития всех людей, отстаивал идею самобытности русской культуры и ценности деревенской жизни – источника народного благоденствия.

Е.В. Честняков. Крестьянские дети
Е.В. Честняков. Крестьянские дети
Е.В. Честняков. Топят баню
Е.В. Честняков. Топят баню

Как художник и поэт, он тонко понимал природу, крестьянский быт, где бедность и тяжкий труд уживались с богатством духовной культуры, таинственностью сказок и посиделок, бесшабашной удалью народных гуляний и праздников.

-8

Художник воспевает труд земледельца, прославляет красоту человека деревни. В его творчестве многое от народной песни. Он смог тонко передать оттенки детских настроений, запечатлеть ребячью улыбку, раскрыть душу маленьких деревенских жителей. Дети на картинах Честнякова чувствуют себя в сказке, как в жизни, а в жизни – как в сказке. Взрослые персонажи честняковских полотен часто похожи на детей, а может, это дети стараются подражать взрослым.

Е.В. Честняков. Слушают гусли
Е.В. Честняков. Слушают гусли
Е.В. Честняков. Сказочный мотив
Е.В. Честняков. Сказочный мотив
Е.В. Честняков. Тетеревиный король
Е.В. Честняков. Тетеревиный король
Е.В. Честняков. Детские игры
Е.В. Честняков. Детские игры
Е.В. Честняков. Наш праздник
Е.В. Честняков. Наш праздник
Е.В. Честняков. Ангел
Е.В. Честняков. Ангел

Ефиму Честнякову не досталось ни прижизненной славы, ни всеобщего признания. «Братья по цеху» и современники-искусствоведы настороженно относились к работам Честнякова, обвиняя его в примитивизме и архаичности.

Лишь после лет забвения костромским исследователям заново удалось открыть самобытного художника. Реставраторы и исследователи творческого наследия Ефима Честнякова не раз подчеркивали влияние особой духовности и чистоты художника на всех, кто занимается изучением его работ. Художественное и литературное наследие живописца, мыслителя, поэта и педагога Ефима Честнякова, представлено более чем 200 живописными полотнами и 500 графическими листами. Его картины выставлялись и имели успех в Москве, Ленинграде, Турине, Флоренции, Париже.

-15

Сегодня часть работ представлена в двух залах музея Е.В. Честнякова в Костромском музее-заповеднике. В деревне Шаблово Кологривского района открыт дом-музей Е.В. Честнякова. В нем можно увидеть подлинные вещи, картины, рисунки и скульптуры художника.