Ефиму Васильевичу Честнякову (1874 – 1961) в этом году отмечается 150 лет со дня рождения. Его называют шабловским самородком; от родился в деревне Шаблово, что под Кологривом. Был он художником, драматургом, философом, поэтом, выразителем глубин народного сознания. Его литературно-художественное наследие совершенно случайно было открыто и спасено от забвения сотрудниками Костромского художественного музея через несколько лет после смерти художника. Сегодня в книгах и статьях исследователей собраны богатейшие воспоминания людей, лично знавших Честнякова, испытавших на себе влияние этого необыкновенного человека. Со страниц перед нами встает образ русского интеллигента, грамотного и разносторонне образованного сельского учителя, воспитателя, врачевателя, провидца, мыслителя, художника, праведника, скомороха, покровителя простого люда, святого-юродивого.
Ефим Честняков прожил долгую жизнь: родился в крестьянской семье всего через тринадцать лет после отмены крепостного права, пережил три русских революции, две мировых войны; был современником преобразования жизни на селе и в государстве. Он учился несколько лет в Петербурге изобразительному искусству – в мастерской живописи и рисования княгини М.К. Тенишевой и в классах Академии художеств; лично знал И.Е.Репина. Год проучился в Казани. Материальные трудности в семье, неумение устроиться в городской жизни, вписаться в столичную жизнь творческого Серебряного века – всё определило вернуться в родное Шаблово и посвятить жизнь служению людям, нести взрослым и детям подлинную культуру, открывать понимание высшего долга, предначертание Человека. «Знатоком старины я себя не считаю, – писал художник, – но желал бы, чтобы была у нашего народа культурная работа… Не то, чтобы не знакомиться с иноземной (и городской) культурой, но чтобы иметь и свою оригинальную творческую жизнь в поэзии и промышленности, и городам быть со своим обликом, отличным от других…».
Он творил: придумывал романы и сказки, создавал музыкальные инструменты, делал, как в средние века, удивительные рукописные книги с рисунками… Со своей двухколесной тележкой ходил в соседние деревни «устраивать театр», где разыгрывал сказки с музыкой и персонажами, в качестве которых выступали фигурки из глины. Собирал народные песни, частушки, записывал сказки…
Он рисовал, хотя денег не хватало настолько, что зачастую не было возможности купить краски. Как в детстве, приходилось собирать камешки по берегу реки, а потом растирать их. Писал на чем придется – на ситцевых тканях, домотканых холстах, иногда на матрацной ткани. Акварель для своих рукописных книжек использовал самую простую, дешевую, школьную… В его картинах встают сказочные, необычные образы крестьян, народного быта, обрядов, праздников…
Так возникали картины с различными обрядовыми сценами («Ряженые», «Ведение невесты из бани») и повседневными делами крестьян («Пряхи», «Посиделки»). На его рисунках в лесу среди деревьев растут огромные грибы, а сказочные гуси-лебеди – добрые, с ними можно просто полетать, а потом вернуться домой… Он мечтал о Городе Всеобщего Благоденствия, обетованной сказочной стране, где все были бы счастливы.
Своим творчеством он проповедовал идею всеобщности – общинного жития всех людей, отстаивал идею самобытности русской культуры и ценности деревенской жизни – источника народного благоденствия.
Как художник и поэт, он тонко понимал природу, крестьянский быт, где бедность и тяжкий труд уживались с богатством духовной культуры, таинственностью сказок и посиделок, бесшабашной удалью народных гуляний и праздников.
Художник воспевает труд земледельца, прославляет красоту человека деревни. В его творчестве многое от народной песни. Он смог тонко передать оттенки детских настроений, запечатлеть ребячью улыбку, раскрыть душу маленьких деревенских жителей. Дети на картинах Честнякова чувствуют себя в сказке, как в жизни, а в жизни – как в сказке. Взрослые персонажи честняковских полотен часто похожи на детей, а может, это дети стараются подражать взрослым.
Ефиму Честнякову не досталось ни прижизненной славы, ни всеобщего признания. «Братья по цеху» и современники-искусствоведы настороженно относились к работам Честнякова, обвиняя его в примитивизме и архаичности.
Лишь после лет забвения костромским исследователям заново удалось открыть самобытного художника. Реставраторы и исследователи творческого наследия Ефима Честнякова не раз подчеркивали влияние особой духовности и чистоты художника на всех, кто занимается изучением его работ. Художественное и литературное наследие живописца, мыслителя, поэта и педагога Ефима Честнякова, представлено более чем 200 живописными полотнами и 500 графическими листами. Его картины выставлялись и имели успех в Москве, Ленинграде, Турине, Флоренции, Париже.
Сегодня часть работ представлена в двух залах музея Е.В. Честнякова в Костромском музее-заповеднике. В деревне Шаблово Кологривского района открыт дом-музей Е.В. Честнякова. В нем можно увидеть подлинные вещи, картины, рисунки и скульптуры художника.