Можно ли не любить советское кино? Можно. В перестроечные годы я ходил в кинотеатр почти каждый день, где фильмы про забугорную Анжелику разбавляли психотоникой чернушного кино. Его я пересмотрел изрядно. Среди прочего были хорошие и даже отличные фильмы. В памяти - "Асса" Соловьева, но о нём потом. А сегодня "Кин-дза-дза".
У грузина Данелии я люблю весь советский период: "Я шагаю по Москве", "Осенний марафон", "Мимино" - да много чего, и этот фильм конечно . За них я готов ему простить всю последующую ерунду. "Мимино" - вообще шедевр вселенского масштаба, который осознаешь с годами. Чем ты старше, тем фильм лучше. "Кин-дза-дза" - такой же. И совсем не нужно пересказывать сюжет, достаточно гэгов Леонова, Яковлева и Любшина... И конечно скрипача-грузина, как без него? "Скрипач не нужен! "
Хотя большинство моих сверстников тогда и сейчас этот фильм не приняли. Дескать, дичь какая-то. А я по сию пору от него впадаю в транс. Это же энциклопедия стёба на общество!
После этого фильма Данелия стал другим. Лиричность осталась, но стала иной, для меня не приемлемой. В фильме "Кин-дза-дза" столько пророчества и интертекстуальности, что раскрывается и по сей день. Данелия тот мудрец, что взошёл на гору и вещал нам оттуда о красоте момента и пустомыслии.
А мы, схизматики, разинув рты внимали... Или не внимали... А теперь ищем свою гравицаппу для пепелаца.