Найти тему
Просто Училка

"Бессовестный!" Фатальное отличие современного школьника от ученика СССР

Уверен, что ничего не будет. Неприятно, конечно, что двойка, но не фатально. У половины класса двойка в тетрадях – все живы, все здоровы. Вангую: ничего не произойдёт.

Так рассуждает ученик репетитора, саркастичный юноша, убеждённый циник, десятиклассник Никита. Они писали очередную проверочную не то по обществознанию, не то по истории. Нахватали лебедей.

Здесь название предмета не особенно важно, потому что ко всем предметам примерно одинаковое отношение.

Разумеется, есть ученики, которые стремятся к хорошим отметкам, волнуются из-за пробелов в знаниях, стараются исправить несоответствия, но таких значительно меньше, чем количество тех, кому совершенно фиолетово.

Подавляющее большинство совершенно ничего не боится.

Переходим к терминологии. Мне пятьдесят лет будет через месяц. Привыкла называть вещи своими именами. Вы можете прибегнуть к другим определениям, хотя я считаю, что слово "страх" отлично отражает смысл состояния, при котором ты сделал что-то не то и ожидаешь последствий.

Подчёркиваю, спорить можно. Тема для комментариев.

Страх ощущение опасности. Если плохо написал контрольную, страхов два: получить плохую оценку и получить от родителей. Третий страх усомниться в собственной состоятельности. Затем идёт веер страхов побольше и поменьше, но тут у кого как. Разумеется, рефлексию не нужно испытывать всем, а вот простую цепочку усвоить стоило бы:

Преступление – наказание.

Это, конечно, утрировано. Плохо написанная самостоятельная работа по математике не преступление, однако же наказание запросто могло прилететь нам, школьникам СССР. И за меньшее наказывали.

Отчитывали учителя, ругали домашние, порицала пионерская организация. Вспомните, когда нас принимали в пионеры, оценки ведь играли важную роль!

***

А сейчас просто нет ролей. Всё размылось, границы стёрлись. Определения утратили силу.

Про "утратили силу" уверена, на слово "страх" будет масса отрицания в комментариях.

Мнение учителей и репетитора

"Ничего не боятся! Можешь кол поставить, всё равно реакции не будет. Можешь прорабатывать, призывать, грозить, внушать – ноль эмоций. Они уверены, что им никто ничего не сделает. Непробиваемые! Поэтому мы работаем с единицами, кто хочет, может и должен себе лично, а с остальными держим паритет", примерно так говорят учителя о современных школьниках, когда речь заходит о сотрудничестве, которое могло бы быть плодотворным, а на деле фикция в большинстве случаев.

Учиться усилие, которое совершать не хочется. Значит, или ты сам себя заставляешь, или тебя кто-то заставляет. Не во вред, а в твоё же благо. Чтобы заставлять, надо обязательно прибегать к разным мерам. Но одним убеждением тут не отвертишься. Нужны и контрмеры.

Их в школе сейчас нет. Оттуда не выгоняют. Даже двойки в дневник ставить нельзя.

Я репетитор и могу ошибаться, но насколько мне известно, в дневник ставить неудовлетворительную оценку теперь запрещено. Дело тёмное. Я точно видела в дневниках двойки.

А сейчас вообще с образованием так: дело ясное, что дело тёмное.

***

Недавний эпизод из практики репетитора.

– А ну-ка убрал ноги со стола!

Мамочка, зайдя в комнату сына, девятиклассника-лоботряса, обнаруживает, что во время онлайн-урока тот комфортно развалил нижние конечности на пространстве, предназначенном для написания всего, что репетитор говорит.

Я прекрасно знаю, когда ученик пишет, а когда ворон пинает. Это видно. И слышно. Пришлось написать маме смс, чтобы она в комнату зашла и проверила, что там происходит.

Затем последовало кратковременное соло. Мама в красках описывала, что, когда и как она будет делать, чтобы жизнь лодыря усложнилась до безысходности.

Но и ученик, и репетитор прекрасно знали, что ничего не произойдёт.

Потому что это был уже шестой или седьмой раз, когда мы его ловили. И сколько ещё поймаем...

***

Маленькие и большие внутренние страхи и опасения по поводу совершённых тобою действий складываются в единую область, периметр внутреннего регулирования.

Совесть

Этот механизм с одной стороны помогает тебе справляться с трудностями, а с другой стороны ты не можешь никому навредить случайно.

У школьников СССР такой периметр был отлично сформирован. Мы с вами, дорогие читатели, понимаем разницу между "хорошо" и "плохо". А у многих современных учеников это понимание не формируется, поэтому широта прыжка ничем не ограничена.

Мать надрывается, на репетиторов ему копит! А он ноги задрал! Ты бессовестный человек!

Хорошо или плохо не иметь совесть? В современном мире, наверное... наверное... не знаю.

Нет, знаю. Для меня совесть неотъемлемый элемент психологического комфорта. Она спокойна спокойна я.

Переходим к обсуждению материала. Обсудим понятие "совесть" не как слово для порицания, а как гаджет безопасного существования личности в социуме. Жду вас в комментариях😏👍