«Одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство»
Взрослые с данной установкой обычно слышат в детстве подобное:
- «Прекрати. Что ты себя ведёшь как маленький?»
- «Пора бы тебе стать самостоятельнее».
- «Перестань дурачиться».
- «Ну когда ты наконец повзрослеешь!»
- «Ты уже не маленький, чтобы капризничать».
- «Ты уже не ребёнок, веди себя как взрослый».
- «Не притворяйся маленьким (глупым)».
От взрослых постоянно транслируется, что быть ребенком (состояние «детскости») — это что-то плохое, постыдное. Чтобы заслужить похвалу, нужно вести себя как взрослый.
Такая установка чаще встречается в семье, где только один ребёнок, либо же подобное слышит старший из детей.
Во взрослой жизни это проявляется чаще всего в особых трудностях при общении с малышами. Им неловко опускаться на детскую позицию, ведь мы помним: для них быть ребёнком постыдно, их так научили в их детстве. Комфортнее эти люди чувствуют себя в роли обучающего, ведь они взрослые, которые больше знают и умеют, поэтому и ребёнка они пытаются вовлечь во взрослую деятельность. Их детство было у них под запретом, им не свойственно творчество и ребячество, которые мы приобретаем именно в детстве, поэтому им так сложно коммуницировать с детьми. Часто они не понимают, что можно говорить детям, а что — нет.
Всю свою взрослую жизнь они подавляют детские желания и учат тому же и своих детей, соответственно, и их дети начинают перманентно взрослеть с точно такой же установкой: «Не будь ребёнком».
Следующая установка: «Не расти». Она является полной противоположностью фразе «Не будь ребёнком».
Таким детям родители говорят подобное:
- «Не торопись взрослеть».
- «Я в твоем возрасте ещё в куклы играла».
- «Ты ещё мал, чтобы задавать такие вопросы/совать свой нос в чужие дела…».
- «Ты считаешь себя слишком взрослым».
- «Не кажется ли тебе, что ты ещё слишком мал, чтобы такое спрашивать?»
- «Детство — самое счастливое время жизни».
- «Ты еще мала, чтобы краситься».
- «Какие мальчики/девочки? Ты ещё мал/мала для этого!»
Такая установка также встречается у детей, которые росли одни в семье, либо же у самых младших из братьев и сестёр.
Единственные дети в семье чаще всего получают сразу несколько родительских установок, которые вступают в конфронтацию друг с другом. Подобный внутренний конфликт может привести к затруднению развития их личностной автономии и психологическому отделению от родительской семьи.
Чаще всего взрослые поступают так, чтобы привязать детей к себе; они не хотят их отпускать в самостоятельную жизнь. Родителей панически пугает взросление и психосексуальное становление собственного ребёнка. Это сопровождается фразами: «Мама тебя никогда не бросит», что в переводе в подсознании ребёнка звучит: «Я не смогу стать настолько самостоятельным, чтобы жить без маминой поддержки».
Детям, получившим такую установку, кажется, что они не вырастут никогда. А такие этапы, как, например, первая влюблённость, сопровождаются чувством вины перед мамой: у них возникает впечатление, что тем самым они предали её.
Во взрослой жизни это сопровождается трудностями при создании собственной семьи. Даже если такой взрослый создаст семью, жить он захочет исключительно рядом с мамой, так как не может без нее. Также у этих людей отмечаются сложности при взаимодействии со своими детьми, ведь они «не родители своих детей», а «дети своих родителей».
Людям, имеющим такую установку, необходимо осознать и принять право на собственную жизнь, что бывает крайне трудно. В этом отлично может помочь психотерапия.
Психолог поможет понять, что не нужно ни у кого спрашивать разрешения на своё взросление. К сожалению, самому без поддержки специалиста признать это сложно, ведь мама не разрешала быть взрослым.
Если прочитанное кажется вам знакомым и вы замечаете в себе такую детскую установку, то у вас есть возможность записаться ко мне на психологическую консультацию, и мы вместе пройдём этот сложный путь. У нас всё получится, я уверена.
Записаться ко мне на психологическую сессию тут.
Мой сайт.