Ещё в советское время на Северном Кавказе исследователями было собрано огромного количество свидетельств о встречах с человекоподобными существами, которых здесь чаще всего называют "алмасты". И особенно много таких историй было из Кабардино-Балкарии. Как писал проф. Б.Ф. Поршнев: "Все эти многочисленные сообщения, поступающие из Кабардино-Балкарии, если принять их за правду, характеризуют эту область, как занимающую особое положение на Кавказе. Здесь очень много сведений, как о взрослых "алмасты", так и о детенышах, что дает основание рассматривать данную часть Большого Кавказа как очаг размножения кавказского “снежного человека”.
Вот какое обобщенное описание местного "дикого лесного человека" давали в то время его исследователи (А.А. Машковцев, П.П. Болычев, С.Г. Мюге и др.):
Описание "лесного человека", которое дают кабардинцы, полностью совпадает с описанием, народов Черноморского и Каспийского побережья Кавказа. Они говорят, что "дикие волосатые люди" очень высокого роста, сутулы, с длинными руками. Речи они не имеют. Все их тело покрыто волосами черного или бурого цвета, за исключением грудей у самок, тоже черных, оттянутых к низу и болтающихся при беге. На голове длинные жесткие волосы. Глаза имеют красный оттенок. Передвигаются “алмасты” на ногах, как люди, но очень быстро. Лошади их боятся, а собаки ненавидят. Сильно воняют — потом или чем-либо другим, но очень неприятно. Живут высоко в горах, в глухих, изобилующих пещерами, малодоступных местах. Говорят, что особенно много этих диких людей в Абазинском лесу, в частности, в ущельях, в которых растут дикие груши. В летнее время, алмасты часто встречаются вблизи селений, на бахчах, в полях, фруктовых садах. Нередко их видят в заброшенных сараях и балаганах. Карачаевцы считают, что наряду с “настоящими” дикими людьми есть и “одичавшие” карачаи и абазинцы.
Перейдем к некоторым, как нам кажется, наиболее интересным историям, собранным разными исследователями в середине XX века.
Рассказ жительницы села Залукокоаже, КБР, Шелли Алиевны К., 58 лет, о жившей у них в доме женщине-алмасты:
В детстве мы жили высоко в горах. Там нас жило несколько семей, держали овец, коров. Мне было 8 лет и все события я помню хорошо. В 1920 году в доме у нас жила женщина-алмасты. Она была очень страшная: полная и высокая, как мужчина. Одежды не носила. С ног до головы была покрыта шерстью. Ноги толстые, как брёвна, покрыты короткой шерстью. Шерсти не было только на лице, но оно, как и тело, было тёмное. У неё были крупные зубы, большой рот, но губы – тонкие и глаза необычные, не как у человека, а вытянутые вверх. Лицо было очень большое, но совсем без лба, сразу выше глаз начинались волосы. Волосы были чёрные, длинные до пояса, густые и грубые, как конский хвост. Необычно большие были груди. Она была очень сильная и делала всю тяжёлую работу: носила дрова, ходила на речку за водой. Почти всегда молчала. Изредка произносила что-то нечленораздельное. Обычно замрёт у стенки, или за столом в одной позе и стоит так часами, ни разу не шелохнувшись. Спала на чердаке. Мы дети её очень боялись, а взрослые её будто и не замечали. Но одних нас с ней не оставляли. Иногда ночью её выпускали гулять, а под утро, она возвращалась. Алмасты прожила у нас всю зиму, а весной куда-то ушла.
Житель КБР Пшуков Мухаммед, рассказывает о поселившейся у него в огороде самке алмасты:
Летом 1939-40 года мы жили тогда в селении Батех Зольского района. Откуда-то в наш огород пришла алмасты и поселилась в кукурузе. Настелила разных тряпок и лежала на них. Пожила неделю, всё время в кукурузе и ела сырую кукурузу. Вся волосатая, на голове волосы длинные, глаза раскосые, грудные железы висят. Ногти длинные, глаза красные, раскосые, зубы крупнее человеческих. Губы вывернутые, как у обезьяны. Днём она всё время лежала, обычно на боку, но часто переворачивалась. К нам приходило много людей смотреть на неё. Когда приходило сразу много, она беспокоилась. Садилась, кричала, сама на себе волосы рвала.
Рассказ кабардинца Ногомова Хизыра о случае, который произошёл в 1937 году, когда он сторожил колхозный стан на правом берегу реки Малки, чуть выше впадения в неё речки Экипцоко.
Я находился в коше и грелся у печки. Вдруг дверь тихо отворилась, и вошёл алмасты. Он был среднего роста, волосатый, весь покрыт обледеневшим снегом. Постояв у двери, он прошёл и сел на табуретку около печки. Сидел долго, пока весь не оттаял. Он был крупный, плечистый, сутулый, весь покрыт длинными волосами цветы выгоревшей бурки. Руки длинные. Нос маленький, приплюснутый. Рот большой. Глаза косые, красноватые. От него очень сильно воняло. Отогрев руки алмасты взял со стола кусок хлеба и стал есть. Ел как человек - отломит кусочек и кладёт в рот. Когда он стал доедать второй кусок, я возмутился, взял лопату и замахнулся на него. Алмасты поднялся и стал отходить к двери, оттолкнул её и так задом и вышел из комнаты. Когда я хотел закрыть дверь, алмасты так сильно меня ударил, что я пролетел через весь кош и упал.
Жигунов Хазраил, в конце сентября 1939 г возвращался из Верхнего Куркужина в Салку. Он решил срезать дорогу и пошёл прямо по полю кукурузы. Там он наткнулся на останки растерзанного волками или собаками алмасты.
На площади диаметром метров 12 всё было вытоптано, кукуруза поломана и повалена. В середине площадки лежала голова алмасты. На ней была копна очень густых и длинных волос. При жизни они, вероятно, доходили ей до пояса. Они были спутанные, в репейниках и очень густые. Нос маленький курносый, приплюснутый, вдавленный. Лоб немного выпуклый, выступают надбровные дуги. Губы не как у людей, а тонкие прямые, плотно сомкнутые. Уши, как у человека. Глаза сильно раскосые, с разрезом вниз. На щеках и на ушах волосы короткие. Шея и подбородок покрыты более длинными волосами. От головы исходил сильный тошнотворный запах. Это не был запах разложения, так как остальные части тела так не пахли. Это был запах самого алмасты – настолько отталкивающий, что его чуть не стошнило. Запах напоминал запах старой грязи, немытого тела и плесени. Тут же валялись и другие части тела.
Рассказ учительница из г. Ейска Парамоновой Е.Н. о случае, который произошёл с ней в 1949 г, когда она работала в одном из сёл Кабарды.
Как-то ночью я проснулась от ощущения, что в комнате не одна. Открыв глаза, я увидела стоящего надо мной страшного волосатого человека. "Человек" подошёл ко мне, сорвал простыню, схватил меня за руки и попытался поднять. Я отчаянно сопротивлялась, но "человек" меня не отпускал. Это продолжалось несколько минут. Страшное существо действовало беззлобно, молча и не очень грубо, не причиняя сильной боли. Во взгляде его чувствовалось любопытство. Потом ему удалось схватить меня за руку и рывком поднять с пола, где я спала. При этом мне удалось сильно ударить его ногой, после чего он вдруг отпустил меня и исчез за дверью. Это было какое-то неизвестное мне существо, по телосложению очень похожее на человека, но только крупнее, высокого роста, широкое в плечах, с большими мускулистыми руками и ногами. Оно было без одежды. Всё тело у него было покрыто шерстью, но она не свисала клочьями, а покрывала тело густым невысоким покровом.
Диданов Хины, летом 1950 года был направлен на инвентаризацию колхозных ферм в Приэльбрусье. Он приехал на ферму в урочище Мушта.
Вечером посидели с чабанами и легли спать. Здание каменное, трёхстенное. Все быстро заснули, а мне не спалось. И один старик не спал, курил. Вдруг в кош быстро и бесшумно вошла волосатая женщина, страшная, волосы с головы свисают до пояса. Посмотрела по сторонам и бесшумно вышла. Я испугался и спросил старика: “кто это такая?”- старик спокойно отвечает: “Это ничего. Не надо обращать внимания. Если ещё побудете здесь, много таких увидите”. И заснул. Вдруг она входит снова, осмотрела спящих людей и быстро подошла к кастрюле с ляпсом (бараний бульон). Котёл был закрыт диском для боронования. Сковородка с мясом была закрыта другой сковородкой. Женщина присела на корточки, быстро и бесшумно сняла диск и сковородку, и стала есть. Ела, как попало, то мясо, то большой ложкой доставала ляпс из котла. Ложку держала по-человечески. Ела очень быстро. Вид у неё был очень страшный. Всё тело покрыто тёмно-коричневыми волосами. Длинные груди, до низа живота. Нос маленький, приплюснутый. Разрез рта больше, чем у нас, губы тонкие, как у обезьяны. Глаза несколько косые, красного оттенка. На ней было надето какое-то платье, всё изодранное. Поев, он закрыла котёл крышкой, а сковородку сковородкой, и ушла. Что поразило: всё, что она делала, делала очень быстро и совершенно бесшумно. Ни разу ничего не уронила, и не задела.
Афунов Джамиал, осенью 1963 года, вечером, возвращался домой:
Дом наш стоял на отлёте, со стороны с. Малки, как хутор. Слышу собачий лай и крик какой-то. Подошёл ближе, вижу – стоит человек, прижавшись к забору, и кричит, а три собаки наскакивают на него и лают. Подошёл ближе - не человек стоит, а алмасты. Я был слегка выпивши, и потому не испугался, а стал отгонять от неё собак камнями. Женщина это была, груди длинные, вся в шерсти. А как только я отогнал собак, она отошла от забора и пальцами правой руки схватила меня за плечо. Пошла рядом со мной, а собаки идут рядом и лают. Держит меня так крепко, как в тисках, синяки остались. Прошли несколько десятков метров, мне надо сворачивать в сторону, а она не отпускает. Прошли ещё, повела она в сторону подсолнухов. Собаки отстали. Там только отпустила меня, и я вернулся домой. Прошли мы вместе метров 300-400.
Карданов Гебраил, рабочий птицефермы о случае, произошедшем в ночь с 1-е на 2-е августа 1963 года:
Я спал на своей подводе, когда в 12 часов ночи, услышал какой-то плач. Лошадь, которая паслась около меня, стала храпеть и убежала. Я поднялся посмотреть, что её испугало. Вижу, что ко мне кто-то идёт. Подумал, что это люди. Пошёл им навстречу. Когда приблизился, то увидел, что это не люди. Впереди шла огромная самка. Лицо страшное, вся волосатая. Около двух метров ростом, плечи широченные, руки в обхвате, как моё бедро. Очень большие груди висят. На ней было какое-то разорванное платье. С ней рядом шли трое поменьше. Двое, как моя 12-летняя дочка, третий ещё меньше. Вроде бы плакали, только малыш молчал. Я сильно испугался и быстро ушёл в помещение. Утром дома я об этом рассказал родным. Наша соседка, старая женщина, сказала мне: “Ты их не бойся, они не тронут. Только, ради Аллаха, не обижай их. Их не надо обижать, ни в коем случае не ударь, не стреляй. Они не обидят”. После этих разговоров я уже не боялся. Потом они приходили еще несколько раз. Они всегда приходили со стороны леса и туда же уходили. У “бабы” след был длинный, примерно 40 см, глубокий, видно, что тяжёлая. След как человеческий, только пальцы очень длинные, как у человека на руке. Ходят спокойно. “Баба” руками сильно машет, а дети поменьше.
Кабардинец Лигидов Меда видел алмасты в июле 1964 г, когда он оказался в отдалённом балкарском селении, в котором тогда не было жителей.
Среди дня я зашёл в пустой дом и увидел сидящую в углу на сене алмасты, державшую на руках маленького ребёнка. Из-за полумрака в помещении, я её заметил только благодаря её красным глазам. Когда я вошёл в комнату, алмасты встала. Она была среднего роста, грудные железы крупные, глаза вертикально поставленные, рот широкий. Волосы свисали с головы на лицо, закрывая его. Кожа у неё была чёрная. Ноги короткие, ступни толстые, широкие. Внизу живота болталась какая-то тряпка. Запаха я не ощутил. У ребёнка кожа тоже была чёрная, покрытая чёрными волосами, но короткими и не густыми. Пока мы стояли друг против друга, алмасты то ли мычала, то ли бормотала, потом резко повернулась и выпрыгнула в окно.
У современных пользователей интернета из Кабардино-Балкарии тоже много историй о встречах с подобными существами, их лично или кого-то из их родственников. Но их мы опубликуем уже в следующей статье.