Найти тему
Русская и мировая живопись

Подборка картин известных художников о влюблённых

Хочу начать со стихотворения Роберта Рождественского "Все начинается с любви":⠀

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…
Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

Цель этой подборки картин - создать романтическое настроение, полюбоваться живописью, подумать о прекрасном, помечтать... Статья не является каким-то серьёзным исследованием на тему любви. Подборка сделана по моему выбору, предлагаю её вашему вниманию.

"Желанная встреча (Свидание Князя Серебряного с Еленою Морозовой. Из романа А. К. Толстого)", 1884 год ⠀92,4х72,9 см, холст, масло, частное собрание. Художник: русский  живописец и портретист, педагог Василий Петрович Верещагин (1835—1909)⠀
"Желанная встреча (Свидание Князя Серебряного с Еленою Морозовой. Из романа А. К. Толстого)", 1884 год ⠀92,4х72,9 см, холст, масло, частное собрание. Художник: русский живописец и портретист, педагог Василий Петрович Верещагин (1835—1909)⠀

Леонид Осипович Пастернак (1862 - 1945): "Наташа Ростова на первом балу", 1893⠀акварель, альбом иллюстраций к роману Льва Толстого 'Война и Мир.'⠀
Леонид Осипович Пастернак (1862 - 1945): "Наташа Ростова на первом балу", 1893⠀акварель, альбом иллюстраций к роману Льва Толстого 'Война и Мир.'⠀

"Прерванное свидание" ("Вода уж через край бежит"), 1827.  Бумага, акварель, 16,7х22,5 Третьяковская галерея, Москва                        Карл Брюллов (1799-1852)
"Прерванное свидание" ("Вода уж через край бежит"), 1827. Бумага, акварель, 16,7х22,5 Третьяковская галерея, Москва Карл Брюллов (1799-1852)

Юные влюблённые итальянцы встретились у колодца, но их нежное свидание прервала мать девушки, внезапно появившись у окна. Нестора Кукольник так описывал эту сценку:

«...окно распахнулось, и старушка, покашливая, кричала пискливым голосом, грозя пальцем: “Марианна! Вода уж через край бежит!...” ...под водометом стояло ведро, вода давно его наполнила и бежала через верх полным кругом, как колпак; девушка одну руку протянула к ведру, другою подавала розу молодому человеку, который, вероятно, испуганный неожиданною свидетельницею дружеских ее объяснений, отворотился от Марианны в противную сторону и, покраснев до ушей, манил рукою собаку».
Поцелуй. 1840-е. Холст, масло. 58 x 64 см Третьяковская галерея, Москва                  Моллер Федор Антонович 1812 - 1874
Поцелуй. 1840-е. Холст, масло. 58 x 64 см Третьяковская галерея, Москва Моллер Федор Антонович 1812 - 1874

Молодая итальянка в нарядном платье испуганно отталкивает юношу, страстно обнявшего и целующего ее в щеку. Прелестной моделью для этой картины стала Амалия Лаваньини, возлюбленная художника. Художник с любовью передает тонкие и правильные черты ее лица, нежный румянец кожи, гладкие черные волосы. Откровенно несдержанное проявление чувств молодого итальянца приводят девушку в негодование. Порыв и страсть юноши, волнение девушки, контрасты света и тени, яркие краски...

«Сцена из римского карнавала», 1859, холст, масло, 93х112 Русский музей                          Орлов Пимен Никитич — (1812, Воронежская губерния —  1865, Рим) — русский художник, академик Академии художеств, ученик Брюллова.
«Сцена из римского карнавала», 1859, холст, масло, 93х112 Русский музей Орлов Пимен Никитич — (1812, Воронежская губерния — 1865, Рим) — русский художник, академик Академии художеств, ученик Брюллова.

В картине Орлова чувствуется атмосфера яркого и беззаботного карнавала. Красивая женщина и очарованный ею мужчина. Сколько деталей в их костюмах! В картине царит чудесная атмосфера весёлого праздника и всеобщего ликования.

Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826. Бумага, сепия, белила Русский музей,       Брюллов Карл Павлович 1799 - 1852
Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826. Бумага, сепия, белила Русский музей, Брюллов Карл Павлович 1799 - 1852

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) "Свидание", 1834, акварель.
Карл Павлович Брюллов (1799-1852) "Свидание", 1834, акварель.

Лирическая сцена, отображающая короткую встречу двух влюблённых. Сцену пронизывает яркий свет, реалистичность поз. Брюллов первым обратил внимание публики на акварель, как способ воплощения камерных сцен, обладающий при этом доходчивым и понятным языком.

Николай Александрович Ярошенко (1846 - 1898): "На качелях", 1888⠀холст, масло, 58,3 х 40,5 см, Русский музей, Санкт-Петербург⠀
Николай Александрович Ярошенко (1846 - 1898): "На качелях", 1888⠀холст, масло, 58,3 х 40,5 см, Русский музей, Санкт-Петербург⠀

Запечатлен один из моментов народного гулянья — катанье на качелях, которое было любимым развлечением во время сельских праздников. Как всегда у Ярошенко, большой внимание уделено психологической разработке образов. Удачен тип лихого солдата, энергично ухаживающего за своей подругой, которая невозмутимо грызет семечки, лукаво на него погладывая. Диагональная композиция хорошо передает быстрое движение качелей. Нарядные цветовые созвучия создают ощущение веселой праздничной пестроты (сайт Виртуальный Русский музей).

ПЬЕР ОГЮСТ КОТ "Весна", 1873          Метрополитен музей, Нью-Йорк                         Холст, масло, 213,4 х 127 см
ПЬЕР ОГЮСТ КОТ "Весна", 1873 Метрополитен музей, Нью-Йорк Холст, масло, 213,4 х 127 см

Вильям-Адольф Бугро: Похищение Психеи, 1895 Психея — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Амур, между ними была нежнейшая любовь.
Вильям-Адольф Бугро: Похищение Психеи, 1895 Психея — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Амур, между ними была нежнейшая любовь.

Картина создана Бугро в семидесятилетнем возрасте — и, по мнению рецензента Парижского салона 1895 года Гюстава Алле, «нужен был художественный опыт выдающегося мастера для того, чтобы достигнуть такой степени совершенства», поскольку «сказочная красота лиц, выражение восторга и счастья на них, грация летящих поз и вся поэзия этого вознесения — подлинное упоение для взора»

Вильям-Адольф Бугеро: Шепот любви, 1889
Вильям-Адольф Бугеро: Шепот любви, 1889

Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902) "По примеру богов", 1899
Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902) "По примеру богов", 1899

Эта статуя подлинный шедевр пластической композиции, превосходной моделировки нагого тела и обработки мрамора. Кудри Венеры уложены по-античному. Она сбросила с плеч греческий гиматий, красивые складки которого покрыли подпорку, и застегивает сандалию.

Венера, скульптор И.П.Витали
Венера, скульптор И.П.Витали

Витали воспользовался аттичными атрибутами, но изваял не эллинскую богиню, а женщину его времени. Эта красавица с надменным лицом напоминает античные статуи лишь по пропорциям своего стройного тела, но тип лица, игра его черт совсем иные. Прекрасно и оригинально решено ритмическое движение статуи. Оно плавно развертывается вверх по изогнутой линии. С какой бы стороны ни рассматривать "Венеру", всюду открывается изящество силуэта, гармония волнистых линий.

"Пройдут века.. И зрителям иным Венера Витали предстанет Тоже... И очарует их
Божественный интим...
И мрамор будет им казаться Кожей... И чувственности женской Волшебство Всё будет длиться... Длиться непрерывно... Пока же для меня Для одного Она сандалию снимает С ножки дивной!.."

(Стихотворение Вадима Константинова)

Фрэнк Бернард Дикси (1853–1928) Ромео и Джульетта, 1884, х.м. Представляет знаменитую сцену на балконе из "Ромео и Джульетты".
Фрэнк Бернард Дикси (1853–1928) Ромео и Джульетта, 1884, х.м. Представляет знаменитую сцену на балконе из "Ромео и Джульетты".

"Влюблённые ", 1875 Холст, масло ,175 × 130 Национальная галерея в ПрагеПьер-Огюст Ренуар
"Влюблённые ", 1875 Холст, масло ,175 × 130 Национальная галерея в ПрагеПьер-Огюст Ренуар

14 февраля в Европе отмечают День всех влюблённых, который уже давно стал популярен и в России.

В России 8 июля отмечается День  семьи, любви и верности.

А День всех влюблённых называют иногда праздником романтиков. Его считают удачным для признания в любви, предложение руки и сердца, просто для красивого свидания. ⠀

Возможность проявить любовь к дорогим для нас людям - это всегда хорошо. Хотя проявлять теплые чувства друг к другу можно в любой день.

Видан:  MR & MRS K 'S WEDDING
Видан: MR & MRS K 'S WEDDING

«Держись за свои мечты» Стива Хэнкса
«Держись за свои мечты» Стива Хэнкса

🎨 Картину какого художника вы предложили бы добавить в эту подборку❓️ Напишите ваш выбор в комментарии.