Найти тему
"Красное знамя"

«Мы – девятая рота – выиграли свою войну»

Давно известно, что имя, данное человеку, во многом определяет его судьбу. Странная закономерность случилась в одной семье, корни которой выходят из деревни Низкогородецк (или Аржаво по-местному). Когда-то здесь жили три поколения, три Павла, прошедшие три войны.

Старший, Дядечкин Павел Моисеевич, свой боевой путь начал еще в Финской войне в 1939 году. В 1941 году он уже принимал участие в Великой Отечественной. Там получил тяжелое ранение, и, несмотря на большое желание вернуться на поле боя, был комиссован.

Его сын, Павел Павлович Дядечкин, неся службу в пограничных войсках, участвовал в конфликте на острове Даманском в 1969 году. Здесь произошло вооруженное столкновение между войсками Советского Союза и Китаем, которое унесло жизни сотен человек и едва не закончилось ядерным взрывом.

Внук Павла Моисеевича и племянник Павла Павловича, Павел Валерьевич Трутнев, по воле судьбы оказался в самом пекле Афганистана. Это он в числе 39 солдат принял бой на высоте 3234, о котором через много лет сняли художественный фильм. Перед нами – живой участник легендарного сражения, доблестный воин-гвардеец знаменитой ДЕВЯТОЙ РОТЫ!

Детство

Вот он – сорванец-дошкольник, живущий с родителями в Залипье и каждую свободную минуту пропадающий в Новоуспенке. Ведь здесь его многочисленные родственники: дедушка, бабушка, тёти, дяди, а также братья и сёстры, двоюродные и троюродные. Все они просто обожают любознательного Пашку. А он отвечает им взаимностью.

Когда Павел учился во втором классе, семья переехала в Кемеровскую область. Родителям давали отпуск только зимой, и они с радостью ехали на Родину. Поэтому начинался учебный год у Павла в Новокузнецком районе, а продолжался – в Новоуспенской школе. Благо, любимая тётя Дядечкина Анна Григорьевна была учителем и могла организовать подобное обучение школьника-путешественника.

Самые теплые воспоминания Павла из детства связаны с Аржавой. Как сейчас перед глазами посреди улицы стоит колодец-журавль, которых теперь уже нигде и не встретишь, и магазин напротив дедушкиного дома, куда мальчишки бегали за конфетами. Когда Пашка подрос, братья стали брать его с собой в клуб. Тогда он с завистью смотрел на пацанов постарше и мечтал поскорее вырасти.

А еще ребята любили ходить в кино. Из райцентра привозили большие бобины с кинолентами. Мальчишки помогали их таскать и устанавливать. А потом все собирались в зрительном зале, рассаживались на деревянных лавках и с замиранием сердца смотрели на экран. Да, были времена, сейчас такое только в фильмах и увидишь!

Дядя Валера, который работал на конюшне, зимой часто брал племянника в дальнюю дорогу. И мальчишке, укутанному в теплый тулуп, нравилось сидеть в санях и рассматривать таежные пейзажи. Врезался Павлу в память случай, когда однажды летом он уговорил дядю посадить его на строптивого коня. Тот понес мальчишку прямо к запруде. Еще секунда, и паренек оказался бы в воде. Но дядя успел в последний момент схватить коня за узду. Страшно, но как интересно!

Другой дядя, дядя Паша (тот самый участник конфликта на Даманском острове), трудился в колхозном гараже. Он научил мальчишку с ранних лет управлять большими машинами и привязал ему любовь к технике. Павел до сих пор помнит, как дрожали у него руки, когда дядя в первый раз разрешил ему порулить на ГАЗ-69!

Мужское воспитание

Трудовая жизнь деревенского пацана начинается рано. А благодаря мужскому воспитанию она обрела еще и смысл. Так, с 7 лет Павел сам возил на лошадях копны сена с колхозных полей. В 11 лет он уже был штурвальным на комбайне. В 15 – получил водительское удостоверение на управление трактором и уже участвовал в уборочной кампании на Т-25.

Павел Валерьевич Трутнев в своём рабочем кабинете. Справа над флагом 345-го гвардейского парашютно-десантного полка портрет президента РФ В.В. путина, свела - гвардии генерал-полковника В.А. Востротина.
Павел Валерьевич Трутнев в своём рабочем кабинете. Справа над флагом 345-го гвардейского парашютно-десантного полка портрет президента РФ В.В. путина, свела - гвардии генерал-полковника В.А. Востротина.

Но была у Павла еще одна страсть – его всегда тянуло в небо. И уже в 9 классе он начал старательно готовиться к службе в ВДВ. По договоренности с Куйбышевским военкоматом г. Новокузнецка зимой 1984 года парень совершил свои первые три прыжка с парашютом. Вскоре в Кемерове ему выдали удостоверение и значок в виде раскрытого парашюта с тремя стропами, которые означали количество прыжков начинающего десантника.

В 1985 году Павел окончил школу. А уже в январе 1986-го началась его официальная трудовая деятельность в колхозе «Вперед» с. Красулино Новокузнецкого района. Парню удалось получить водительское удостоверение категорий В и С. Тогда можно было отучиться от военкомата в местном ДОСААФ. И первая запись в его трудовой книжке – водитель.

Армия

Весной 1986 года призывнику пришла повестка. И 12 апреля 18-летний Павел призвался в ряды Советской Армии из г. Новокузнецка. Так как в городе в весенний призыв парень попал один, ему выдали на руки документы (приписное и военный билет). Павел сел на электричку и самостоятельно поехал на пересыльный в Кемерово.

Через неделю здесь была сформирована команда 20Г. Более 300 человек, будущих десантников, направили в танковый полк г. Бийск. Спустя две недели сюда, наконец, приехали «покупатели», которые готовили команду в Германию. Выбрали несколько десятков самых крепких бойцов и посадили на поезд до Ташкента. Тогда-то парни и поняли, что никакая Германия им «не светит». Рядом был Афганистан.

Так Павел оказался в «учебке» города Фергана на востоке Узбекистана. Учебный центр, где проходила вся подготовка, находился в горах Киргизии. Туда парней вывозили на тренировки на больших Уралах. Обратно они добирались пешком.

На всю жизнь запомнил рядовой Трутнев свой первый марш-бросок из учебного центра Уч-Кургана в г. Фергана. Солдат, скорее всего, пожалели и только после обеда, когда палящее солнце ушло из зенита, отправили на расстояние 65 км в полной боевой экипировке. Жара в 45 градусов не спадала даже ночью. «Кто-то прибежал под утро. Лично я – в 2 часа ночи», – с улыбкой вспоминает мой собеседник. Со временем такие нагрузки становились всё привычнее, а солдаты – всё выносливее.

Спустя полгода из двух тысяч курсантов, отправленных в Афганистан, в 345-й отдельный гвардейский полк попали всего 183 человека. Перед этим в автомобильный батальон набирали шоферов. Но наш герой умолчал о наличии у него водительского удостоверения. Уж очень ему хотелось романтики, а не вечных ремонтов, кучи железа и мазутных рук. Солдаты искренне гордились тем, что их служба продолжится в легендарном полку под командованием Валерия Александровича Востротина даже не смотря на то, что отправиться они должны были прямиком в Афганистан.

В конце сентября самолет из Ташкента приземлился в Кабуле. Уже здесь рядовой Трутнев был назначен пулеметчиком первого взвода девятой роты, которая всегда ходила выше всех и дальше всех. А первый взвод, соответственно, шёл впереди и все удары принимал на себя. Все самые высокие точки доставались ему.

Бой на Алихелье

В конце мая 1987 года девятая рота участвовала в обороне высоты у населенного пункта Алихель. Для Павла Трутнева этот бой стал самым стремительным и оттого – запоминающимся. Длился он всего около часа, но принес большие потери. Здесь боец получил своё первое ранение.

Противники появились неожиданно. Это были наемники маджахедов: огромные арабы. Они были хорошо обучены и вооружены до зубов. Ряды первого взвода поредели сразу на семь человек, в числе которых был друг нашего героя, новокузнечанин Олег Замаруев. С ним Павел познакомился в Кемерове, где они вместе совершили свои первые три прыжка. И тут, на глазах земляка, однополчанина не стало.

Павел и сам едва спасся, случайно увидев за кладкой промелькнувшего иранского араба. «Или ты, или тебя» – таков закон войны. И рядовой Трутнев встал на колени и выпустил автоматную очередь по противнику. Как в бреду пришло осознание, что враг уже лежит на земле, а патроны в ленте закончились. А Павел всё продолжал давить на курок.

Оглянувшись в темноте, боец вдруг понял, что остался один. Но не сдвинулся ни на сантиметр, хотя мог бросить высоту и убежать к своим. Он отчаянно звал друзей из разведроты, которые не могли подойти под плотным автоматным огнём. К счастью, всё сложилось удачно. В последний момент разведчикам удалось прорваться через окружение.

После боя на вертолёте Павла доставили в Кабульский госпиталь, где он узнал, что трассирующая пуля прошла через икроножную мышцу, по счастливой случайности не задев кость. Через месяц рядовой Трутнев уже вернулся в ряды девятой роты.

Минуты отдыха между боевыми заданиями. Рядовой Трутнев второй справа.
Минуты отдыха между боевыми заданиями. Рядовой Трутнев второй справа.

Легендарное сражение

Зимой 1987 – 1988 годов советскими войсками проводилась масштабная операция «Магистраль». Главной её целью был прорыв многолетней экономической и военной блокады вокруг провинции Хост. Здесь маджахеды полностью блокировали дороги и держали в страхе целый город. К тому же в планах боевиков было создание на этой территории автономного государства. Задачей советской армии стало сохранение целостности Афганистана.

Когда наконец дорогу Гардез – Хост нашим войскам удалось взять под контроль, по ней двинулись машины с продовольствием. Однако обстановка оставалась нестабильной, трассу приходилось постоянно держать под охраной. С высоты 3234 участок дороги просматривался на много километров. Здесь и закрепились 39 бойцов девятой роты.

Душманы были довольно далеко, их можно было рассмотреть лишь в бинокли. Но неожиданно, 7 января около 15 часов дня на наших бойцов обрушился шквал огня из гранатометов. В самом начале обстрела десантники потеряли связь с командованием, радист Андрей Федотов был убит. Потом всё затихло, но ненадолго.

С наступлением темноты роту атаковали с двух сторон. Специально подготовленным частям противника удалось уничтожить одну из огневых точек наших бойцов. На позиции до последнего оставался пулеметчик Вячеслав Александров, давая отойти своим однополчанам. «Стрелял, пока автомат не заклинило. Сам отойти не успел. Был поражен осколками гранат и погиб», – рассказывает мой герой.

Маджахеды почти беспрерывно атаковали. Они не прекращали попыток взять высоту. Шли в полный рост прямо через минное поле, крича при этом: «Москва, сдавайся!» и «Аллах акбар!». «Было чувство, что духи под воздействием каких-то веществ. Но от этого становилось особенно не по себе. Ведь ты не знаешь, чего от них можно ожидать», – вспоминает Павел Валерьевич.

У каждого десантника был свой рубеж, который он защищал до последнего дыхания. Пулеметчик Андрей Мельников был ранен, но сдерживал наступление ещё несколько часов, до самой смерти. Другой пулеметчик Андрей Цветков постоянно менял свои позиции, перебегая с рубежа на рубеж. Но и он вскоре получил тяжелое ранение.

Большую роль в том бою сыграл арткорректировщик, старший лейтенант Иван Бабенко. От точности его наводок зависело, куда упадут артиллерийские снаряды: по своим или маджахедам. И Иван не просчитался. Во многом благодаря поддержке артиллерии и точности корректировки старшего лейтенанта «духам» не удалось взять высоту.

Десантники стояли как скала и не отступали ни на пядь. А обкуренные головорезы всё лезли и лезли непонятно откуда. В некоторых местах они приближались на бросок гранаты, которых уже почти не оставалось. Тогда солдаты стали бросать камни. «Раз кинешь, два, три. Душманы расслабятся. А ты следом хоп – и гранату», – делится «лайф-хаком» мой собеседник.

Ожесточенный бой шёл почти 12 часов. Десантники приготовились к последней схватке, надежды уже не оставалось. Многие были ранены, рядом лежали убитые. Исход боя решил разведвзвод из 12 человек, сумевший доставить на окруженную высоту боеприпасы. В итоге бойцы, в том числе и раненные, перешли в контратаку. Духам пришлось отступить.

Из 39 человек девятой роты на высоте 3234 геройскую смерть приняли пятеро: Вячеслав Александров, Андрей Мельников, Андрей Федотов, Владимир Криштопенко и Анатолий Кузнецов. Спустя сутки в госпитале скончался Андрей Цветков. 11 бойцов были ранены, в том числе и Павел Трутнев, получивший ранение в плечо.

Когда рассвело, защитники высоты увидели кучи брошенного оружия и много крови. Всех раненых и убитых «духи» забрали на вертолетах, которые работали у них на протяжении всего боя. До сих пор точно не известно, сколько боевиков участвовало в том бою. Но лишь по приблизительным оценкам разведданных их было от 300 до 450 человек.

Все воины 9-ой роты удостоены высоких наград. Павел Валерьевич Трутнев за этот бой награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Ранее за бой в Алихелье он уже получил медаль «За честь и мужество». Героями Советского Союза стали Вячеслав Александров и Андрей Мельников.

Хоть и считается, что художественный фильм «9 рота» основан на реальных событиях, на самом деле он далёк от правды. Его сценарий – режиссерская выдумка, в котором представлен собирательный образ советского солдата в Афганистане. В жизни было совсем по-другому.

С боя на высоте 3234 уставшие и раненые герои ждут вертолёт. Павел Трутнев в верхнем ряду слева.
С боя на высоте 3234 уставшие и раненые герои ждут вертолёт. Павел Трутнев в верхнем ряду слева.

Боевое братство

Бой окончен, раны затянулись, но боль в груди не утихала ни на минуту. В горах остались не просто однополчане, а настоящие друзья, с которыми поровну делились и горести, и радости. У Андрея Мельникова остались жена и маленький ребенок, Вячеславу Александрову только исполнилось 20…

Первым делом после демобилизации рядовой Трутнев отправился не в родную Сибирь, а в неизвестную доселе ему Карелию. Здесь жили родители Андрея Цветкова. Наш герой просто не смог оставить их один на один со своим горем. «Ведь мы с Андрюхой сдружились еще в «учебке». Потом вместе тяжеленный ПТУР по горам таскали. Очень он был мне близок по духу», – вспоминает Павел Валерьевич.

Андрей был единственным и любимым сыном. К сожалению, отец скончался через три года после смерти сына, не выдержало сердце. А тётя Маша, как ласково называет маму друга наш герой, прожила долгую, полную мук и терзаний жизнь. Её не стало в январе 2023 года. Всю жизнь Павел поддерживал с ней связь.

После дембель вернулся в родное Красулино. Постепенно привыкал к мирной жизни. Долгое время работал водителем, хоть и получил высшее образование по специальности «Учитель технологии и предпринимательства». Сейчас трудится на ферросплавном заводе заместителем начальника цеха по хозчасти. Для этого в 45 лет сдал экзамены и поступил в Сибирский государственный университет г. Новокузнецка на факультет «Производство ферросилиция».

Павел Валерьевич со старшим сыном Павлом.
Павел Валерьевич со старшим сыном Павлом.

Лихие 90-е раскидали боевое братство девятой роты по стране. Одноименный фильм, вышедший на экраны, помог найтись и сплотиться однополчанам. Сейчас Павел Валерьевич много путешествует, ведь его друзья живут на всем континенте от Владивостока до Мурманска. Рязань, Казань, Воронеж, Курск, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург – вот неполный список городов, где всегда ждут в гости «братика» (так называют друг друга однополчане).

Некоторые ветераны той войны сломались, не выдержали испытаний перестроечного времени. Но не наш герой. Видимо, дали о себе знать сибирская закалка и деревенский характер. Именно они и стали стальным стержнем внутри солдата.

Павел Валерьевич ни о чём не жалеет. «Я не мог поступить иначе. Ведь я давал присягу СССР», – и начинает наизусть цитировать: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик… клянусь добросовестно изучать военное дело, … быть преданным своему народу, …и, если надо, отдать жизнь…». И для него это – не просто слова.

Шесть лет назад в Афганистане перед высотой 3234 однополчане установили мемориальную доску. На ней увековечен подвиг советских солдат и перечислены имена всех героев. Стоит отметить, что в этом им помогли те самые афганцы, против которых они воевали 35 лет назад. Афганский народ благодарен русским, которые не просто вели боевые действия, но и строили дома, школы, больницы. Вот он, поворот истории.

А в судьбе нашего героя тоже случился поворот или скорее закономерная связь. Его старший сын, по традиции названный Павлом, в 2017 году окончил Омскую академию МВД и сейчас трудится в отделе полиции оперуполномоченным в звании старшего лейтенанта. И кто знает, где он может оказаться в своей жизни.

Юлия Куковенко.

Фото из архива Павла Трутнева.