Правительства стран - членов Eвразийского экономического союза (EАЭС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) должны к 1 апреля 2024 г. обеспечить создание и применение в своих государствах единой системы управления рисками (СУР). Об этом говорится в проекте поручения по итогам заседания Eвразийского межправительственного совета (EМПС), прошедшего 2 февраля в Алма-Ате.
Инициатором создания СУР, следует из материалов, выступила Россия.
В рамках работы над системой таможенные органы стран EАЭС (в границах союза нет таможенных пошлин при торговле между странами) должны получить законодательную возможность контролировать товары, которые были изначально оформлены в одном государстве союза, а затем ввезены в другое. Такой контроль не исключает доначисления таможенных пошлин и иных платежей, отмечается в документе.
Эта мера нужна для выстраивания в границах стран EАЭС единой системы контроля правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран, говорится в справке к поручению совета.
В качестве примера в ней приводятся случаи поступления на территорию России электромобилей, которые были ввезены через Киргизию по заниженной таможенной стоимости. Такие действия нивелируют принимаемые в России меры по развитию внутреннего производства и сокращают поступления в бюджет, подчеркивается в справке.
Контролировать правильность заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых из третьих стран, предполагается следующим образом: таможенные органы стран EАЭС будут ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направлять в Eвразийскую экономическую комиссию (EЭК) и таможенникам других стран EАЭС информацию о средней задекларированной стоимости ввозимых из третьих стран товаров, а также количестве проведенных мероприятий по корректировке таможенной стоимости.
Представитель ФТС сказал, что на данном этапе вопрос относится к компетенции EЭК. Служба осуществляет администрирование после того, как решения приняты на наднациональном уровне, пояснил он. Представитель EЭК лишь отметил, что поручение по итогам EМПС касается совершенствования нормативной базы EАЭС по направлению СУР в целом и подготовке предложений по его регулированию на уровне актов союза. Других пояснений по поводу инициативы он не предоставил.
На страны EАЭС приходится пятая часть всего импорта новых (не старше трех лет) легковых автомобилей в Россию по итогам 2023 г., следует из статистики «Автостата» на основе данных их совместного предприятия с системой электронных ПТС.
Из 707 000 ввезенных в РФ в прошлом году легковушек 79% пришлось на Китай, 8% - на Киргизию, 6% - на Казахстан, 2% - на Белоруссию, 1% - на Армению, оставшиеся 3% - прочие страны.
Для сравнения: всего в прошлом году в России было продано 1,06 млн новых легковых машин - на 69% больше, чем в 2022 г.
В рамках СУР на уровне EАЭС, вероятно, будут созданы профили рисков товара, обязательные к исполнению всеми странами - членами союза, говорит юрист по спорам с таможней Михаил Шавернев. В таком случае если, например, цена китайского электрокара BYD E6 при ввозе в Россию окажется меньше указанных в профиле риска ФТС $15 000, то все таможенные органы союза будут обязаны начать проверочные мероприятия - в том числе и в Киргизии, объясняет юрист.
Как будут восприняты таможнями разных стран общие профили риска, сейчас неизвестно. Но контроль цен на перемещаемые товары, по его словам, не означает движения в сторону запрета параллельного импорта. При этом ввоз автомобиля через Киргизию позволяет снизить его конечную стоимость для покупателя в России на треть, отмечает Шавернев.
Роль стран EАЭС была еще и в том, чтобы поставщики автомобилей из недружественных стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, могли избежать рисков при продаже техники в Россию, напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Он называет «логичным» выравнивание таможенных сборов вне зависимости от того, в какую из стран EАЭС ввозится техника.