Новый президент Финляндии Александр Стубб с первого своего публичного заявления, касающегося финляндско-российских отношений, демонстрирует, что ничего хорошего в обозримой перспективе между нашими странами не ожидается.
На первом своём брифинге А. Стубб сообщил, что у Хельсинки не будет отношений с Москвой, пока не закончится специальная военная операция на Украине. И, понятно, он имеет в виду, что закончится операция должна поражением России на поле боя, когда она откажется от своих исторических территорий: Крыма, Донбасса, а шире говоря, всей Новороссии, в состав которой входит всё русское Причерноморье. Но такого точно не будет. Россия возвращает и вернёт свои исторические земли. А потому новому президенту Стуббу придётся все его шесть президентских лет бессмысленно дожидаться у моря погоды, препятствуя тем развитию Финляндии, либо, поумнев, став рациональнее, искать дружбы с Россией. Есть, конечно, и третий вариант развития событий, когда Финляндия повторит незавидную судьбу прибалтийских государств, превратившихся в злобных собачонок на коротком поводке у США, при хозяйской команде американцев лающих на Россию. И умирающих. Если Стубб заведёт финнов в такой же тупик, то они его в не самом отдалённом будущем проклянут. Так что правильнее было бы для финнов искать понимания с Россией, думая о собственном экономическом и социальном развитии, а не о судьбе нацистского режима Зеленского на Украине. Пока президент Александр Стубб этого явно не понимает.
России, естественно, хотелось бы иметь доброго соседа в лице Финляндии на своих границах – права русская пословица, что худой мир лучше доброй ссоры, - но набиваться в экономические партнёры, а тем более в политические друзья наша страна не будет. Смысла нет. Ни экономического, ни политического, ни любого другого.
Президент А. Стубб уже нарвался своим лбом на косяк, когда президент Российской Федерации Владимир Путин проигнорировал факт его избирания главой государства и не поздравил с победой на выборах. Стубб, кажется, обиделся на это. Что, кстати, странно, потому как это он, отвечая на вопрос финских журналистов - ещё до избрания президентом Финляндии, - как бы он поступил, если б ему, ставшему президентом Суоми, позвонил с поздравлениями глава Российского государства В. Путин, Стубб поднял бы телефонную трубку или нет? Он ответил однозначно: нет, не стал бы разговаривать с Путиным. Чего же он тогда теперь ждёт, каких поздравлений от российской стороны дожидается? Разумеется, их и не должно быть после его «предвыборного» заявления.
Владимир Путин выше психологических обид и при необходимости с любым политиком (и не самым умным и сдержанным на язык) ради российских интересов будет вести диалог, но нет никакой необходимости протягивать руку собеседнику, если тот обещает плюнуть в открытую ладонь.
Финляндия сама выбрала путь страны недружественной России, из это международного обстоятельства гражданам Финляндии и надо исходить. Дипломатические отношения между нашими странами сохранятся, но высокая степень их заморозки будет сковывать любые отношения Россия и Финляндии. Как долго это продлится, то зависит не от Финляндии, а от США и НАТО. Финны должны привыкать к новой для себя политической реальности. У них появился хозяин.
Анатолий Цыганков