Найти в Дзене

Замечательные воспоминания двоюродной тети моего мужа о роде московских купцов-меценатов Бахрушиных Часть XIY (продолжение от 9 февраля)

Екатерина Дмитриевна Бахрушина (прабабушка моего мужа - автор "Воспоминание обо всем"...) со старшими детьми - Юрий, Андрей, Вадим. На руках маленькая Катя. Фото из личного архива автора "Воспоминание обо всем..."

Бабушка Катя была счастлива в этом доме (Вятская, 31 - автор "Воспоминание обо всем"...), хотя думаю, что ей, совсем молодой (она вышла замуж в 1887 году, ей было 16 лет), трудно было с хозяйством и с ребятами, которые рождались почти каждый год: Юрий - (1888), Андрей (1889), Вадим (1893), Катя (1894), Федор (1895), Дмитрий (1896), Владимир (1899) (дедушка моего мужа - автор "Воспоминание обо всем"...), Михаил (1900), Алексей (1903). Но она была счастлива, это видно по фотографиям того времени.

Папа рассказывал, что бабушка очень любила деда Александра Федоровича, он был человек одаренный, прекрасно пел, играл на виолончели. Любимый романс бабы Кати был "Гори, гори, моя звезда", она всегда плакала, когда он его пел. Дед был красив, остроумен, гордый, общительный, но очень непрактичный человек, и, по-видимому, очень доверчивый в коммерческих делах. (Он закончил коммерческий институт, что на Покровском бульваре, теперь там военная академия). Дед был расточителен, ездил за границу в Германию в 1891 году, откуда привез бабе Кате алюминиевый стаканчик, который стоил тогда дороже золотого, на нем надпись "за Андрея", и, наверное, карандашницу с картиной сельского праздника. Был в Париже на всемирной выставке (1900), есть фотография деда на Эйфелевой башне и на обороте письмо к дяде Ваде со словами "а ты поди все мокрый".



-2

Александр Федорович Кузнецов (слева). (Из личного архива автора "Воспоминание обо всем"...)

Открытка сыну Андрею от отца Александра Федоровича Кузнецова из Германии. ( из личного архива автора "Воспоминание обо всем...")

-4

Оборотная сторона открытки.

Баба Катя в это время оставалась дома вся в заботах. Дед вел дневник, теперь он к сожалению куда-то девался. Я его в детстве читала и меня удивляли бухгалтерские отчетности, где говорилось, что продали краски на 100 рублей, а рысака купили за 1000 и т.д. Дядя Вадя в возрасте 60 лет читал этот дневник и пришел к выводу, что дед был легкомысленный человек. Может быть итак, но баба Катя любила его и все ему прощала.

-5

Екатерина Дмитриевна и Александр Федорович с детьми. Младший Алексей (дед Евгении Сёминой автора текста еще не родился). Дедушка моего мужа Владимир Александрович Кузнецов крайний справа. (фото из личного архива автора "Воспоминание обо всем...").

-6

Кузнецовы - Юрий, Андрей Вадим и Екатерина. (не позднее 1897 г.). (Фото из личного архива автора "Воспоминание обо всем"...).

-7

Екатерина Дмитриевна Бахрушина с сыном Андреем(?).

И мне кажется, что было тогда тепло, уютно и покойно в этом "Бутырском", как мы его тогда называли, доме. Теперь на его месте стоит белая школа (рядом с шелковой фабрикой на Вятской, ул. дом 31). От сада и старых деревьев остался один вяз. А тогда за домом был большой двор с каретным сараем, а дальше сад и огород.


-8

Рисунок Юрия Александровича Кузнецова (брата деда моего мужа) . Скорее всего это и есть тот самый дом на Вятской. Но это мои предположения (из личного архива автора "Воспоминание обо всем"...).


Школа 1601 по Вятской улице на месте дома Кузнецовых-Бахрушиных.

-10

Жила семья на доходы от кузнецовского дела (производство красителей), которое основал мой прадед Федор Николаевич Кузнецов. Знаю, что он был офицером, ездил учится в Германию, был прекрасным специалистом и создал прибыльное предприятие, которое при его жизни давало большой доход. Где оно находилось, не знаю, но папа часто называл речку Лихоборку , а дача, по-моему, была во Владыкино. Где же был дом прадеда, не знаю. Есть фотография прадеда умное волевое лицо, скрещенные на груди руки, ему лет 30. И другая лет в 50-60, усталые глаза, проседь в бороде и еще лет в 65 в красках. С последней сделано много копий, наверное уже после смерти прадеда, и наверное писаны художником Мартыновым два портрета маслом, но возможно они писаны прижизненно с натуры. Один из этих портретов был в Бутырском доме, потом у нас. Папа его тщательно реставрировл, теперь он находится у Ксаны (мама моего мужа, скон. в 2016 г - автор "Воспоминание обо всем"...), что считаю несправедливым. Пыталась обменять его на такой же портрет, но хуже сохранившийся, но она не согласилась.

-11

Фёдор Николаевич Кузнецов, 1826 - 1881

Вот этот портрет. Он хранится в нашей семье. (автор "Воспоминание обо всем..."
Федор Николаевич прапрадед моего мужа.)

У меня есть уникальная тарелка, подаренная прадеду Федору Николаевичу и прабабушке Александре Семеновне к серебряной свадьбе в 1871 году. Следовательно, поженились они в 1846 году. Если думать, что прадеду было тогда лет 25-30 , то он родился в 1816 - 1821 году. (по данным генеалогического сайта Федор Николаевич родился в 1826 году и тогда получается, что он женился в возрасте 20 лет - автор "Воспоминание обо всем...").

У Федора Николаевича было четверо сыновей. Старший Сергей, 1850 года рождения, Николай - 1859 года рождения, Дмитрий (1897 г), Александр (1860-1912) и дочь Мария (1863-1911 гг). О жизни в семье Федора Николаевича можно прочитать в дневниках деда Александра Федоровича.

О прабабушке своей по папиной линии я ничего не знаю. От Киры слышала, что прапрадед Николай женился в Казани на татарке. Вот почему мы все брюнеты, а у дяди Вади по татарски росла борода.

Может быть я ошибаюсь, относительного татарского происхождения своей прабабушки по папиной линии. Позже из дневников Александра Федоровича из метрической церковной выписки Вадима Александровича (брат деда моего мужа автор "Воспоминание обо всем"...) и из надписи на тарелке я узнала что прабабушка моя Александра Семеновна потомственная гражданка в 1892 году еще была жива. Дедушка Александр Федорович в своих дневниках называет ее "мамашей" и угрызается совестью, что они (братья) от нее все скрывают (по видимому неблагополучия на фабрике).

В семье у моего прадеда Федора Николаевича было четыре сына и дочь. Знаю только о последнем Александре. Была единственная сестра Мария - все они есть на большой фотографии Кузнецовых, кроме деда Александра, но он на маленькой фотографии на стене, среди них есть Финляндский, будущий муж Марии.

Из дневников Алексея Федоровича Кузнецова и

Федора Николаевича Кузнецова. (из личного архива автора "Воспоминание обо всем..."

-14


Сохранились вырезки из газет, из которых узнала, что М.Ф. Кузнецова - Финляндская была энергичнейшей деятельницей Общества воспитательниц и учительниц Москвы... Доброта и жизнерадостность доминировали в ней над другими чувствами. Несмотря на тяжелый жизненный путь она вырастила нескольких детей. Была уже горячо любимой и любящей бабушкой". Умерла 07.01.1911 года, похоронена на Миусском кладбище, могила потеряна.

Сохранившаяся вырезка из газеты о смерти М.Ф. Финляндской (из личного архива автора "Воспоминание обо всем"...)

-16
-17
-18

Фото захоронения М.Ф. Финляндской. 07.01.1911 г. на Миусском кладбище, могила потеряна, но есть памятная доска на общем фамильном захоронении Кузнецовых. (из личного архива автора "Воспоминание обо всем"...).

В музее предпринимательства видела стенд, из которого узнала, что колокольно- литейный завод Павла Николаевича Финляндского был основан в 1774 году М.Г. Богдановым. С 1860 года владельцем завода стал Н.Д. Финляндский, отец Павла Николаевича, мужа Марии Александровны Кузнецовой. С 1893 года владельцем завода который был на территории "Автомобилиста" или "Финляндского сада" Павел Николаевич. Завод поставлял колокола в города, села, погосты, монастыри России, а также в Париж, Сан-Франциско, Токио, Сунаву, Белую Креницу, старый Иерусалим, в Константинополь, на Афон, в города Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории. В 1817 году отлит колокол для Успенского собора в Кремле и в том же году отлили колокол весом 4 тыс. пудов для колокольни Ивана Великого в Кремле.

В 1882 году колокол весом в 658 пудов экспонировался в собственном павильоне в виде чудесной часовни на Всероссийской художественной выставке, получил большую золотую медаль.
В 1882 году отлит колокол для храма Христа Спасителя, отмеченный большой золотой медалью.

Завод и его владельцы имели многие государственные награды и ордена, их было всего четырнадцать, но я не могла их разглядеть, так как забыла очки. В этой витрине я видела проект дома Финляндских в Сокольниках (Митьковская, 18). Это замечательный дом в старорусском стиле, по-видимому около его террасы фото, где сидит дед Николай Александрович и Мария Александровна (надо бы сходить на эту улицу, если она еще существует. Улица такая есть в парке Сокольники). Завод П.Н. Финляндского имел годовое производство на 400 тыс. рублей золотом и работало на нем всего 60 человек. По сравнению с Бахрушиными это очень мало. Их оборот был в 2,5 млн золотом и работало 1000 человек.

-19

Из интернета - этот участок на ул. Митьковская (нынешняя Шумкина, 16) в начале 20 века принадлежал "колокольному королю" Н.Д. Финляндскому. У богатых людей того времени было модным иметь дачу, особенно в Сокольниках.

Николай Дмитриевич решает строить здесь дом в модном тогда русском стиле. Проект новой усадьбы Финляндского был дипломной работой никому ещё не известного тогда студента Московского училища живописи, ваяния и зодчества Владимира Александровича Рудановского. Строительство усадьбы началось осенью 1901 года, а закончилось в 1905 году.

-20

С фото середины 80-х прошлого века. Источник интернет.



В советские времена здесь были коммуналки. К сожалению в 90-х дом был снесен.

-21


-22

-23


А затем построен заново, каменный, похожий на старый, обшитый деревом "под старину". (автор "Воспоминание обо всем"...).

-25

Видела за стеклом несколько колоколов, они как бы серебряные с золотым поясом и дивными узорами, настоящие произведения искусства. Больше ничего о Финляндских мне не удалось узнать, наверное живут в России, а может быть и в Москве потомки этого славного рода.

-26

Надпись на колоколе гласит: ДОМЪ СТРАХОВАГО ОБЩЕСТВА РОССIЯ НА СРЪТЕНСКОМЪ БУЛЬВАРЪ 1899-1902 Г. МОСКВА ЗАВОДА П.Н.ФИНЛЯНДСКАГО.

-27

Рекламная листовка с сайта https://nashenasledie.livejournal.com/3307162.html

Теперь это самый большой колокол в Москве (после часового колокола Спасской башни), предназначенный не для церковного звона. (Источник интернет. - автор "Воспоминание обо всем"...)