В рациональном питании важен режим потребления пищи.
Хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи способствуют режим питания (часы и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона по энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе по приемам пищи) и условия приема пищи (уютная обстановка, сервировка стола и т. п.).
У многих людей режим питания регулируется аппетитом.
Рекомендуемые правила режима рационального питания:
• четырехразовое питание;
• исключение еды в промежутках между основными приемами пищи;
• перерыв между завтраком и обедом, обедом и ужином должен составлять 4–5 часов; интервал между ужином и отходом ко сну — 3–4 часа;
• прием пищи должен осуществляться в строго установленные часы . Фактор времени играет большую роль в формировании условно-рефлекторных реакций (выделение слюны, желудочного сока);
• нельзя торопиться во время еды . Продолжительность еды во время обеда должна быть не менее 30 минут;
• следует тщательно и неторопливо пережевывать пищу;
• последний прием пищи должен быть не позднее чем за 1,5–2 часа до сна; рекомендуется употреблять только малокалорийные продукты (молоко, кисломолочные продукты, фрукты, соки), не рекомендуются жареные блюда, продукты, богатые жирами, грубой клетчаткой, специями, поваренной солью;
• прием пищи должен происходить в уютной обстановке, за хорошо сервированным столом;
• не следует читать во время еды, залипать в телефоне, смотреть телевизор.
Рекомендуемое распределение энергетической ценности рациона при четырехразовом питании (работа в первую смену): завтрак — 25 %, второй завтрак — 20 %, обед — 35 %, ужин — 20 % .
При работе во вторую смену: завтрак — 25 %, обед — 35 %, полдник — 20 %, поздний ужин — 15–20 %.
Оптимальным при трехразовом питании считается следующее распределение калорийности в течение дня: завтрак — 30 %, обед — 40–45 %, ужин — 20–30 % .
В природе нет продуктов, которые содержали бы все необходимые человеку пищевые вещества. Поэтому в питании необходимо использовать комбинации разных продуктов.