Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

«Трон и плаха леди Джейн»

Эпоха Тюдоров – подарок для романиста. Жуткие истории, казни, сильные характеры, трагичные судьбы. По большей части внимание концентрируется на Генрихе VIII и его женах. И тут опять же – в основном на Анне Болейн. Но если отвлечься от центральных фигур, вокруг так много интересного. Например, Девятидневная королева Джейн Грей.

О ней пишут на порядок меньше. Причины тому есть. И жила леди Джейн мало, и не сделала сама по себе ничего, и источников о ее жизни немного. Но нет-нет да и кинет взгляд кто-нибудь из писателей на несчастную девушку. Хотя бы Элисон Уэйр в романе «Трон и плаха леди Джейн».

Два слова об авторе. Миссис Уэйр родилась в 1951 году в Англии. Очень рано заинтересовалась поздним английским средневековьем. Да так и залипла в нем на всю жизнь. И пишет с тех пор, пишет. Правда, в основном документальные книжки или, как нынче модно говорить, нон-фикшн.

Книги ее в основном о XV-XVI веках. Войны Роз и эпоха Тюдоров. И тут, как правило, она концентрируется на отдельных историях – принцы Тауэра, биографии королев. Порой уходит вглубь веков к Алиеноре Аквитанской или Французской Волчице. Иногда же вырывается из границ документов и пишет романы.

Первым художественным романом в 2007 году и стала история леди Джейн Грей. В оригинале книга называется «Innocent Traitor» - «Невинный предатель». В нашем же издании решили усилить драматизм и выдали «Трон и плаха леди Джейн».

Наверное, логично, что первый художественный роман посвящен именно леди Джейн. То есть королеве, о которой документально известно куда меньше, чем о других. Как и наполнить книгу, если не авторскими домыслами или, если угодно, реконструкциями?

Сама миссис Уэйр пишет в примечании:

«При работе над этой книгой меня, опубликовавшую десять документальных исследований по истории, охватило пьянящее чувство свободы. Мне больше не нужно было держать себя в рамках материалов, подтвержденных источниками, и строгих принципов исторической интерпретации, я могла дать волю воображению».
-2

Ну-с, не пора ли сказать несколько слов о самом произведении?

Это, безусловно, художественное произведение. Но основанное на хорошем знании источников и на глубоком погружении автора в эпоху. А значит есть шанс, что писательница следом за собой погрузит и читателя.

Хронологические рамки – годы жизни Джейн Грей, 1537-1554. И тут сразу оговорка или первое авторское допущение. Строго говоря, дата рождения Джейн неизвестна. Миссис Уэйр принудительно ее совмещает (с точностью до нескольких дней) с датой рождения будущего Эдуарда VI. Что ж, ничему не противоречит, а с точки зрения романа так лучше.

Рассказ ведется от первого лица. Или точнее лиц. Каждая глава – взгляд на события кого-то из героев эпохи: короли и королевы, регенты, горничные и, конечно, сама Джейн Грей. Просто пока она совсем кроха, кто-то должен вести рассказ за нее.

Такой подход реалистичен весьма условно. С кучей допущений и готовностью читателя поддерживать игру. Конечно, пятилетний ребенок не может так красиво и внятно излагать мысли или подмечать оттенки настроений взрослых. Но и не надо относиться к этому всерьез. Конечно, если вы хотите получить удовольствие от чтения, а не покритиковать автора.

Разговор от лица того или иного исторического персонажа заставляет писательницу наделить его характером. Это, пожалуй, и есть главная реконструкция в романе, основная вольность.

Нельзя же писать от имени человека, скажем так, обезличено. Он должен стать добрым или злым, умным или глупым, равнодушным или тщеславным, кого-то любить, а кого-то ненавидеть.

У нас не так много частных писем или дневников из середины XVI века, чтобы достаточно убедительно воспроизвести характеры. Вот оно – поле действия для романиста. «Там, где кончается документ, там я начинаю…» - Юрий Тынянов, известный советский романист.

Какая польза любителю истории от таких романов, как «Трон и плаха леди Джейн»? Кроме, конечно, эстетического удовольствия. Она, польза, как раз и проистекает от самой большой авторской вольности – наделения исторических персонажей запоминающимися чертами характеров.

После таких книжек герои эпохи становятся как родные. Запоминаются как актеры на сцене. Ну а характеры? Что ж, потом, читая документалистику, каждый допишет их сам для себя.

Хороший роман. Любителям эпохи Тюдоров читать обязательно.

8 из 10