Найти тему
Сергей Михеев

Любую технологию одни люди будут использовать во благо, а другие в разрушение

Нейросети и образы, которые они создают, уже вызывают вопросы. Один из крупнейших игроков на рынке искусственного интеллекта и нейросетей, компания Open AI, сообщила, что начали маркировать все изображения, которые создаются в Chat GPT и их API. Ранее компания Meta (признана в России экстремистской и запрещена) объявила, что будет маркировать изображения, созданные ИИ, которые публикуются в соцсетях компании. То есть небольшая меточка – это придумка большого цифрового разума, а не творческая работа живого человека. Эксперты отмечают, что Россия тоже нуждается в регулировании рынка контента, созданного при помощи алгоритмов. Большая статья в «Российской газете» на эту тему. Призывают к порядку адвокаты, которые видят, что в судебную практику всё чаще вмешивается ИИ. Один из адвокатов говорит: «Хорошо, если судья заметит, распознает вымышленные образы, сюжеты. Если нет, то могут быть серьезные ошибочные решения». У нас тоже планируют маркировать, что создано искусственным интеллектом. Речь не о запрете прогресса в этом направлении, а о некоем регулировании. О чем говорил президент в интервью, обращаясь к Илону Маску? Что нужно с ним договориться - запретить сложно будет.

Сергей Михеев: Когда мы обсуждали все эти новшества, то я говорил, что нравственные аспекты могут быть спорными, но юридическая практика возникнет, и она возникла быстрее, чем можно было предположить. Потому что технологии начинают обманывать людей, выдавать нереальное за реальное, и это неизбежно приведет к юридическим конфликтам, искам, требованиям, недоразумениям, судебным ошибкам. Это неизбежно. И эта практика началась и на Западе, и в России.

Пока мы не осознаем, что эти вещи надо контролировать, это может приводить к негативным последствиям. Президент в интервью назвал Маска «умным человеком», но сказал, что «раз он умный, то доложен додуматься до этого». Мы в России не можем ждать, пока Маск додумается или поумнеет. Нам надо создавать свою уникальную практику, которая будет четко регулировать, что нужно/ не нужно, опасно/не опасно, можно/нельзя, и при этом продвигаться вперед. Сочетание традиционного взгляда на вещи с морально-нравственной точки зрения и новых технологий - это путь гармоничного развития. Когда я рассуждаю о технологиях, то говорю: 1. об опасности их бесконтрольного развития; 2. об опасности их идеализации. Думаю, у нас есть шанс стать лидерами для того, чтобы все остальные тоже ориентировались на эти вещи.

Надо «сбросить маску» с Маска.

Сергей Михеев: Надо быть самими собой. Изучим и учтем, но в первую очередь надо делать то, что мы считаем нужным и полезным. А что считаем вредным, это надо ограничивать или ставить под контроль. Может быть Россия имеет шанс стать «ковчегом» спасения для всех трезвомыслящих людей, чтобы уйти от рисков, которые несет западная цивилизация, выдавая за прогресс перекосы, перегибы. А их много везде: на востоке свои, на юге свои. Сегодня Запад, являясь самой мощной коллективной цивилизацией и объединением стран на планете, навязывает свои нормы и правила. Вот почему мы этому уделяем так много внимания.

Чтобы стать «ковчегом» для мыслящих людей, придётся запретить сгенерированные нейросетью ролики?

Сергей Михеев: Что-то всегда запрещается. Например, есть Уголовный кодекс и Гражданский кодекс. В них всё время что-то запрещается, никакой свободы: не убить, не обмануть, не изнасиловать. Но это средства санитарии и гигиены. Иначе общество превращается в зоопарк, в дикость, где всё постепенно гибнет. Совсем ничего не запрещать не получится: раз возникла судебная практика, придётся как минимум ограничивать. И здесь важно найти срединную линию. Это как с ПДД. Не ездить на машинах? Ездить. Но при этом понимать, что должны быть рамки. Это предмет для обсуждения специалистов, широкой общественности, умных людей. Здесь надо работать, думать, смотреть.

Я слышал, что в Европе уже очень серьезная проблема - это создаваемые искусственным интеллектом, нехорошими хулиганами-безобразниками фиктивные порно-ролики, героями которых становятся соседи, родственники, одноклассники. Это безобразие может так травмировать человека, что он покончит жизнь самоубийством! Надо ограничивать? Надо. Мы треш-стримы ограничили - это всё оттуда.

Из этого раздела психологии.

Сергей Михеев: Да. Нельзя идеализировать человека. Надо понимать, что такое человек со всеми его высотами, взлётами и всей низостью его падений. Любую технологию одни люди будут использовать во благо, а другие - в разрушение.

В статье в «Российской газете», один из депутатов приводит пример, что последствия могут быть очень серьезными. В прошлом году на радиостанциях и телевидении прозвучало фейковое обращение от лица президента России Владимира Путина. Видеоролик был создан при помощи технологии замены лица. Был сделан ряд серьезных заявлений. Ролики без маркировки могут появится где угодно. Например, Байден скажет, что объявляет войну кому-то, либо про какие-то болезни. Компания Amazon убрала из продажи книги об онкологии короля Великобритании, сгенерированные, предположительно, искусственным интеллектом. До крупных компаний, которые на этом зарабатывают, тоже дошло: «Наша репутация, наш бизнес может рухнуть, если окажется дип фейком всё, что мы продаем».

Сергей Михеев: По-хорошему, лучше бы сначала они подумали, а потом начали действовать. Говорят: «Тогда можно рынок потерять». Тот, кто смотрит чуть дальше, может выгодно продвинуться на рынке, если его репутация не пострадает.

С другой стороны, не сразу же сознаются авторы. Японская писательница получила премию, а потом созналась, что ей ИИ помогал писать - ChatGPT. Теперь не знают, что с этим делать. Человечество исписалось и привлекает ИИ.

Сергей Михеев: Первое: всё гениальное, глубокое и потрясающее уже написано. Второе: массовая культура привела к усреднению уровня, к лености от комфорта, от стремления к беспроблемной жизни. Большие шедевры чаще всего писали люди, сами прошедшие через череду страданий, выстрадавшие эти вещи и глубину их написания. Или это были люди, отмеченные Богом, такие как Пушкин, который писал как дышал. Сейчас массовая культура, как и концепция цивилизации потребления, приводит к усредненности, где на «три с плюсом» - нормально, на «четыре с минусом» - сойдет, а шедевры не нужны. Как сериалы, которые вы посмотрели: в какой-то момент вас захватило, привлекло, а через год забыли.

Это вопрос деградации смыслов человеческой цивилизации. Мы ещё не можем четко осознать, какой негативный эффект на человеческую культуру, на мировую культуру произвел американский поп-арт. Американский масскульт всё превратил: а. в способ добывания денег; б. в шоу; в. усреднил все смыслы. Свел кинематограф к спецэффектам; в литературе темы поднимаются как бы вечные, но очень неглубокие, поверхностные; музыку свел к ритму, а мелодия умерла.

Я встречался с крупными советскими артистами, которые в свое время очень успешно снимались в советских киношедеврах. Они преподают в творческих ВУЗах и сетуют на то, что молодежь, которая туда приходит, не знакома с мировой культурой, включая отечественную; не читает Шекспира и наших классиков; не смотрит наши фильмы; она воспитана на масскультуре, а это обеднение мира. Предел мечтаний 90% из них – это сниматься в сериалах, получать деньги, «светиться» в рекламных роликах и проедать деньги. Это их идеал, а ценностей они не ищут. Всё, что они могут - это играть самих себя – так, как они живут. И это реальная проблема: нежелание трудиться, неглубокий культурный уровень, отсутствие желания искать смыслы.

В таком случае на помощь придет нейросеть.

Сергей Михеев: Что такое нейросеть? Она собирает эту посредственность и на её базе лепит свою посредственность.