Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

Детская республика: 12 февраля отмечает день рождения Ленинградский Дворец пионеров

12 февраля отмечает день рождения Ленинградский Дворец пионеров имени Жданова, ныне — петербургский Дом творчества юных, — разместившийся в Аничковом дворце.

Сегодня, стоя на углу Невского и набережной Фонтанки, среди городской суеты и архитектурного великолепия, невозможно себе представить, что когда-то это была окраина: по Фонтанке проходила граница Петербурга, а Невский проспект был всего лишь лесной просекой. И тут, в отдалении от тогдашнего центра города, в 1741 году по велению царствующей Елизаветы Петровны начали возводить дворец. Строила его Елизавета Петровна для своего фаворита Алексея Разумовского, с коим прожила в гражданском браке 20 лет, и, сменив его на молодого красавца Шувалова, оставила Разумовскому дворец в качестве отступного.

Поначалу дворец называли в народе «дом у мосту», а поскольку к мосту уже прочно прижилось название «Аничков» — по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей работный батальон, собственно, и построил переправу, — дворец стали именовать Аничковым. Кстати, ударение не на «а», а на «и»: АнИчков. Именно так произносилась фамилия командира батальона.

Фото: А.Савин, Википедия
Фото: А.Савин, Википедия

Аничков — первый дворец, построенный на Невском проспекте. Правда, расположен он к проспекту боком, а фасадом смотрит на Фонтанку. И это не случайно: по замыслу, дворец (а мы помним, что по реке шла граница города) должен был своим великолепием поражать въезжающих в Петербург. Чаще к Аничкову дворцу прибывали с воды, для чего от русла был прорыт канал и сделана небольшая гавань для судов - гаванец. Впоследствии эти водные сооружения были засыпаны. И вообще Аничков без конца перестраивался: каждый новый владелец норовил что-то улучшить и приспособить под свои нужды и вкусы. В разные годы над обликом дворца трудилось множество архитекторов, среди которых всемирно известные имена - Земцов, Растрелли, Старов, Кваренги, Росси… Владельцам же, с легкой руки Елизаветы Петровны, дворец чаще всего доставался в качестве подарка: Елизавета подарила его Разумовскому, потом Екатерина II выкупила его в казну и тут же презентовала своему фавориту Потемкину, и еще 100 тысяч в придачу - на перестройку «по вкусу». Потемкинскому вкусу вышедшее из моды елизаветинское барокко не соответствовало, посему здание незамедлительно начали перестраивать в стиле классицизма. Впрочем, Потемкин здесь практически не жил и через некоторое время продал здание в казну. Аничков дворец побывал кабинетом Его Императорского Величества (что, кстати, тоже потребовало перестройки — были возведены два дополнительных корпуса, перекрывшие вид на дворец с моста), а потом многократно дарился на свадьбы августейшим особам. Особа получала дворец в дар, затем, изрядно попользовавшись и что-нибудь непременно перестроив, продавала обратно в казну, откуда очередная августейшая особа дворец изымала и снова дарила… Такая вот, как сейчас сказали бы циничные люди, «схема». Или традиция, если угодно. Последняя августейшая хозяйка Аничкова Дворца — вдовствующая императрица Мария Федоровна (до брака с Александром III – датская принцесса Дагмара) покинула резиденцию в 1916 году.

А в 1917-м грянула Великая октябрьская социалистическая революция, ознаменовав новую эпоху.

Царские резиденции были национализированы и перешли во власть страны Советов. Во дворцах молодая советская республика принялась размещать свои новые учреждения и организации. Не избежал этой судьбы и Аничков дворец: в нем находилось министерство продовольствия, музей городов (причем не только Петрограда-Ленинграда, но и Москвы, и других городов страны). В корпусах императорского Кабинета расположились отдел коммунальной и социальной гигиены и библиотека музея. В 1928 году музей был закрыт. К тому времени были сняты и сданы в переплавку купола домовой церкви. Дворцовое имущество постепенно распродавалось, и неизвестно, какой судьбы в дальнейшем удостоилось бы это роскошное здание, если бы не первый секретарь ленинградского горкома партии С.М.Киров.

Колоннада Аничкова дворца. Источник: «Архитектура Ленинграда», №1, 1936 год
Колоннада Аничкова дворца. Источник: «Архитектура Ленинграда», №1, 1936 год

В 1934-м, последнем году своей жизни, Сергею Мироновичу случилось побывать на одном из смотров детской художественной самодеятельности, и у него родилась гениальная идея — подарить ленинградским детям Аничков дворец, создав там настоящую «детскую республику». Идею подхватили с энтузиазмом: в реализации принимало участие 228 предприятий города — заводов, институтов, фабрик… И снова Аничков дворец подвергся перестройке. Реконструкция была затеяна с размахом, достойным царских традиций. В первом номере журнала «Архитектура Ленинграда» за 1936 год авторы проекта А.Гегелло и Д.Кричевский писали:

«...Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября (так тогда назывался Невский пр. - Г.И.) для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте...»

Однако план был реализован только частично, до фигур и бюстов дело не дошло. Внутри же роскошные дворцовые интерьеры тщательно воссоздали, оставив и позолоту, и великолепные светильники — люстры и канделябры, оставили уникальные вазы, сохранили лепнину, расписные плафоны, зимние сады. При этом царские покои постарались максимально адаптировать к одновременной работе множества кружков и студий самых разных направлений, где будут заниматься творчеством маленькие ленинградцы. Во дворце появились две комнаты сказок, росписи выполняли лучшие мастера из Палеха по мотивам Пушкина и Горького.

Дворец пионеров им. Жданова стал самым крупным в СССР. Советский лозунг «Все лучшее — детям» как нельзя полнее воплотился в этом поистине царском подарке. На работу с детьми были направлены лучшие силы: академики Василий Струве, Лев Берг, Иосиф Орбели, с ансамблем песни и пляски работал Исаак Дунаевский, шахматную школу вел Михаил Ботвинник.

 Архив Национальной электронной библиотеки
Архив Национальной электронной библиотеки

Что бы сегодня ни говорили об «ужасах» Советского Союза, но государственная политика по отношению к детям была системной и грамотной: по всей стране масштабно развивалось пионерское движение, появлялись дома и дворцы пионеров, организовывались пионерские лагеря. Пионеры собирали металлолом, макулатуру, помогали колхозам и совхозам. И не было в этом никакой эксплуатации детского труда, потому что в коллективной работе, пионерской атрибутике — галстуки, горны, барабаны, песни у костра, - была веселая притягательность и романтика. Образ светлого будущего принимался искренне, с чистым сердцем и верой в справедливость пути. Любовь и гордость за свою страну, мечты о высоком, готовность к подвигу - «Будь готов! - Всегда готов!»… И такое воспитание дало свои плоды. Когда грянула Великая Отечественная, именно из них, первых пионеров и комсомольцев, выстраивались очереди в военкоматы.

В октябре 1941 года, когда уже шла блокада и город ежедневно подвергался жестоким обстрелам, в ленинградском Дворце пионеров открылся гражданский госпиталь на 1000 коек. Госпиталь проработал в здании всю самую страшную первую блокадную зиму, но уже весной 1942-го в Аничков снова вернулись юные хозяева, закипела жизнь: с мая заработали кружки, а 28 июня состоялся торжественный бал школьных выпускников. По воспоминаниям участников, после торжественной части для получивших аттестат зрелости устроили праздничный обед. И чудо - помимо хлеба, на столе появились настоящие пирожные! И их разрешили унести с собой, чтобы угостить близких. Торжество было прервано воем воздушной тревоги — в городе начался очередной обстрел.

В составленном немцами списке объектов, предназначенных к уничтожению, Дворец пионеров значился под № 192, как «Дворец юных большевиков».

С тех пор Дворец пионеров никогда не закрывался. Несмотря на кошмар блокады, в нем непрерывно велась работа — занятия, лекции, детские праздники, театральные представления. Уже в 1943-м на новогоднюю ёлку было приглашено полторы тысячи отличников!

Ни на один день, в течение всех военных лет, не прекращала работу библиотека. В 1943-м состоялась олимпиада детского творчества.

Уборка снега на Аничковом мосту. 12 марта 1942 г. Автор съемки: Чертов Григорий (Гирш) Ильич, Лосин Борис Семенович. ЦГАКФФД СПб. Ар 16697
Уборка снега на Аничковом мосту. 12 марта 1942 г. Автор съемки: Чертов Григорий (Гирш) Ильич, Лосин Борис Семенович. ЦГАКФФД СПб. Ар 16697

Дети, как могли, вносили свой вклад в приближение Победы. Преподаватель хореографии Аркадий Обрант создал из воспитанников своей студии агитбригаду, и юные танцоры выступали перед бойцами ленинградского фронта. Участники этого танцевального ансамбля были награждены орденами Красной звезды. 70-ти воспитанникам Дворца пионеров были вручены медали «За оборону Ленинграда».

Во дворе Дворца пионеров всю войну хранились зарытыми в землю знаменитые кони Клодта с Аничкова моста. Фигуры были полностью спрятаны в ямы, только там, где были конские головы, образовались холмики. Чтобы их окончательно замаскировать, на холмиках разбили клумбы. К 1 мая 1945 года кони были возвращены на пьедесталы.

Великая Отечественная война. Демаскировка коней Клодта частями МПВО / ГМИ СПб Инв.№-II-Б-46197
Великая Отечественная война. Демаскировка коней Клодта частями МПВО / ГМИ СПб Инв.№-II-Б-46197

Послевоенный период Дворца пионеров был настоящим расцветом. Продолжали работу и открывались новые и новые кружки и студии: авиа- и судомодельные, шахматные, литературные, спортивные, фотографического мастерства, хореографические, хоровые, музыкально-инструментальные, юных натуралистов, геологов, археологов, техников, клуб интернациональной дружбы, театр кукол… Все не перечислить. В 1961-м, конечно же, открылся клуб космонавтики. Легендарный Георгий Гречко когда-то был воспитанником этого клуба. Во дворе Дворца растет береза, которую посадили прославленные космонавты Титов и Комаров.
Свой звездный путь во Дворце пионеров начинали чемпионы мира по шахматам Борис Спасский, Виктор Корчной и Марк Тайманов, режиссер Лев Додин, знаменитые актеры театра и кино Кирилл Лавров, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, физиолог Наталья Бехтерева, всемирно известная певица Елена Образцова. Сергей Довлатов тоже посещал кружки Дворца пионеров, но о прозе тогда еще и не помышлял. Он любил спортивные секции — бокс и гимнастику, а еще сочинял стихи и даже получил за них премию из рук самого Самуила Маршака. В литературном клубе «Дерзание» постигали азы писательского творчества Лев Лурье, Александр Городницкий, Валерий Попов, Михаил Яснов, Николай Голь и еще многие замечательные поэты и прозаики.

Занимался во Дворце пионеров и Дмитрий Анатольевич Медведев — он посещал фотокружок.

 Архив Национальной электронной библиотеки
Архив Национальной электронной библиотеки

О детстве, проведенном в залах Аничкова дворца, воспитанники моего поколения вспоминают с теплотой и восторгом, с оттенком светлой грусти - как о чем-то волшебном и невозможном в своем повторении.

Мне самой не пришлось заниматься во Дворце пионеров, но одно детское воспоминание все-таки есть — и, пожалуй, одно из самых трогательных.

В 1970 году по всем районам города проводился конкурс детского рисунка. Сначала в школах, потом в районных Домах пионеров, а финалистов торжественно награждали во Дворце пионеров им. Жданова. Мне посчастливилось попасть в их число. Помню волнение, ревнивые взгляды «конкурентов», как мы, - добрых два десятка первоклашек-второклашек, - с замиранием сердца ждали: кого же назовут победителем? Но победителями оказались все. Всем вручили дипломы, книжки в подарок, а на шеи надели... золотые медали! Правда, шоколадные. Эту медаль на ленточке я никому не позволила съесть, и сама терпела, потому что это был предмет моей гордости, моя первая в жизни награда. Неизвестно, сколько бы еще она пролежала в ящике со школьными тетрадками, но однажды, из детского тщеславия, я повесила ее на металлический колпак настольной лампы, чтобы вся семья могла ею любоваться и гордиться мной. Результат, увы, был плачевен: медаль нагрелась и растаяла, закапав какие-то важные родительские бумаги. Помню, как я слизывала с расползшейся фольги густые шоколадные капли, смешанные с горькими детскими слезами… Зато воспоминание осталось на всю жизнь.

Дворец пионеров, 1950-1960 годы, личный архив
Дворец пионеров, 1950-1960 годы, личный архив

В 1990-м году, после распада СССР, Дворец пионеров им. Жданова сменил название на Санкт-Петербургский Государственный Дворец творчества юных.

Слава Богу, что не случилось перевода детского учреждения на коммерческие рельсы, и до сих пор 90% клубов и секций работает совершенно бесплатно. В ДЮТе действует около 1000 кружков, в которых занимается более 15 тысяч детей.

И безусловно, в сердце каждого обитателя этой уникальной «детской республики» останутся самые яркие и добрые воспоминания, которые будут согревать их всю жизнь.

Галина Илюхина