Из ныне живущих скульпторов самым дорогим считается Джефф Кунис. Его работы продаются за совершенно неадекватные деньги. И при этом скульптуры отвратительны, как по идее, так и по исполнению. И это признает сам автор, ведь он не зря свои работы называет "Банальность", "Дешевка", "Псевдоискусство".
Вот, к примеру, метровая скульптура золотого Майкла Джексона с обезьянкой. Она, как раз входит в серию, которую скульптор дал честное название - "Банальность". Эта скульптура пару лет назад была продана за 5 миллионов долларов. Я впечатлена - не работой, а тем, что за нее отдали такие деньги.
Выглядит скульптура максимально дешево - китчевая золотая краска, несуразное лицо у Майкла. Есть еще и другие особенности, которые еще больше делают эту работу "банальной":
- Ее сюжет не оригинальный. Это просто воспроизведение фотографии Майкла Джексона и его питомца - шимпанзе Баблза.
- Скульптор не делала этой скульптуры. Он лишь составил техническое задание, а потом заказал производство на фарфоровом заводе в Китае. Над скульптурой трудилось 28 человек. А вот деньги за продажу Джефф Кунис без зазрения совести забрал себе.
В чем же тогда секрет успеха этого скульптора? Наверное, покупателей-миллионеров он берет своим бессовестной наглостью. его столько раз обвиняли в халтуре, но каждый раз художник выкручивался и выставлял себя гением. Например:
- На обвинения в том, что скульптуры выглядят кичево и неряшливо, Кунис говорит: "А мы живем в таком мире, так что мои работы - олицетворение нашей жизни".
- На вопрос, почему художник не сам делает свои фигуры, а заказывает производство на заводе, Кунис отвечает: "Это так задумано. В этом символизм массовой культуры".
- На претензию, почему художник не придумывает свои сюжеты, а просто копирует фотографии, картины и открытки, Кунис парирует: "Людям сейчас не нужно ничего нового. Они тянутся к знакомому".
Покажу другие работы скульптора. которые также были проданы за миллионы долларов.
Скульптура "Воззвание к нелепости" в виде двух ангелов и современного вида парнишки, толкающих вперед огромного хряка. На аукционе эта работа была куплена за 3 миллиона долларов и сейчас выставлена в музее современного искусства в Амстердаме.
Огромного вида неуклюже сделанная балерина на помосте - эта скульптура была выставлена я в Чикаго. Называется она "Романтика нашего времени". Джефф Кунис получил за нее 4,1 миллиона долларов, но он даже идею не сам придумал - по своему обычаю художник просто "перерисовал" фарфоровую фигурку балерины 70-х годов (само собой, не своего авторства, а чужого).
А как вам скульптура из серии "Кощунство"? Автор купил гипсовую скульптуру мужчины, поломал ее и на остатки прикрепил стеклянный шар. Без стеснения признается, что даже шар он не делал сам, а просто купил его на ближайшем рынке в отделе "декор для сада".
Да уж. Наверное, в этом и состоит гениальность Джеффа Куниса - в его наглости. Делать откровенную халтуру, но выдавать ее за произведения искусства - это еще суметь нужно. Другое дело миллионеры, отдающие за подобные скульптуры огромные деньги - они же видят, что покупают безвкусицу и нелепицу. Почему же это их не останавливает? Для меня это самая большая загадка.