В мае 2010 года пассажирский Boeing потерпел крушение при посадке в горном индийском аэропорту. Boeing 737–800 авиакомпании Air India Express на огромной скорости выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за неправильных действий экипажа. Плохое взаимодействие пилотов обернулось потерей 158 жизней.
Человеческий фактор является основной причиной многих авиакатастроф. Так было и в случае с рейсом 812 авиакомпании Air India Express, который разбился при посадке 22 мая 2010 года. Расследование авиакатастрофы выявило множественные ошибочные действия в кабине пилотов, которые и спровоцировали аварию. 158 пассажиров погибли из-за того, что Boeing 737–800 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Мангалора. Это событие стало третьей по масштабу авиационной катастрофой в Индии.
На маршруте Дубай ― Мангалор Air India Express эксплуатировала специальный вариант Boeing 737–800. Boeing 737-8NG SFP ― лимитированная серия с пакетом характеристик short-field ― идеально подходил для приземления в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами. Самолет был практически новый ― на момент аварии ему исполнилось чуть меньше 3 лет, он поступил в парк авиакомпании в январе 2008 года.
Пилоты, выполнявшие тот злополучный рейс, не были новичками в управлении Boeing 737. 55-летний командир налетал в общей сложности более 10 000 часов, включая 2 440 часов на Boeing 737. 40-летний второй пилот имел в активе 3 620 часов, из них 3 319 на 737-м. Оба летчика достаточно часто летали в этот аэропорт ― командир приземлялся в Мангалоре 16 раз, а второй пилот и вовсе 66.
Особенность международного аэропорта Мангалор в том, что он находится в окружении сложного рельефа местности, практически на холме. Взлетно-посадочная полоса предельно короткая и в конце обрывается почти отвесным горным склоном. Только два аэропорта Индии оснащены похожими ВПП ― это Кожикоде (бывший Каликут) и Ленгпуи.
Аэропорт Мангалора открылся в 1951 году и долгое время принимал редкие внутренние рейсы, в основном из Мумбая и Бангалора. Однако в 2006 году сюда стали направлять и самолеты из-за границы. Как раз одним из таких и был рейс 812 Air India Express, летевший из ОАЭ.
Итак, «Боинг» Air India Express штатно вылетел из Дубая. Полет, как зафиксировано в документах, проходил без происшествий до самого момента начала снижения и захода на посадку в Мангалоре.
Фактически, командир проспал 1 час 40 минут, а контроль за работой всех систем, приборов навигации, а также связь с наземными службами Управления воздушного движения во время полета осуществлялась вторым пилотом. Воздушному судну был разрешен стандартный для Мангалора заход на посадку «с круга».
Второй пилот по всей видимости был высокого мнения о своих способностях и решил самостоятельно посадить самолет с пассажирами. И это несмотря на предписание Air India Express, согласно которому осуществить посадку в сложных условиях аэропорта Мангалора на вершине холма обязан был лично командир воздушного судна.
Последний включился в управление, когда было уже слишком поздно. К тому моменту самолет отклонился по высоте от правильной траектории снижения ― глиссады ― почти в два раза. До ВПП оставалось около 4 километров. Наконец, осознав, что самолет находится слишком высоко, второй пилот воскликнул: «Взлетно-посадочная полоса прямо под нами!» и продолжил вручную увеличивать скорость снижения. Последнее, что зафиксировал речевой самописец, это запрос экипажа уйти на второй круг. Дальше запись прерывается.
В отчете об аварии утверждается, что самолет снижался со скоростью почти 1 200 метров в минуту. Это вызвало автоматическую реакцию системы предупреждения об опасном сближении с землей и активировало серию аудиовизуальных оповещений в кабине пилотов.
С другой стороны, у диспетчеров возник вопрос, почему экипаж проигнорировал рекомендации курсо-глиссадной системы, обеспечивающей корректный заход на посадку по приборам в условиях плохой погоды и в темное время суток.
В результате самолет пересек начало ВПП на высоте более 60 метров со скоростью почти 300 км в час, что значительно превышает указанные в инструкции 15 метров и 270 км в час.
И без того короткой полосы не хватило, чтобы безопасно затормозить самолет. На огромной скорости он промчался сквозь зону безопасности, ударился правым крылом об антенную конструкцию, врезался в ограждение, проломил его и упал в ущелье. Никто из находившихся на борту не выжил.
Это была первая катастрофа со смертельным исходом для Air India Express, но не первый случай в Мангалоре с превышением скорости.
19 августа 1981 года турбовинтовой самолет Hawker Siddeley HS 748 авиакомпании Indian Airlines во время дождя перелетел взлетно-посадочную полосу длиной менее 1 800 метров. Лайнер слетел с края взлетно-посадочной полосы и был существенно поврежден. Последующее расследование авиационного происшествия указало на неправильную установку закрылков и «перелет» нужной точки посадки. Это усугубилось чрезмерной скоростью и попутным ветром.
В результате расследования авиакатастрофы рейса 812 Главное управление гражданской авиации Индии ― DGCA ― составило список «критически важных аэропортов». Теперь пилоты проходят обязательную подготовку на тренажерах для этих аэропортов и должны выполнить не менее трех полетов под наблюдением пилота-инструктора в кабине, прежде чем их назначат на коммерческие рейсы.
Кроме того, авиакомпаниям предписано включить в маршрутную документацию проверку знаний пилотов о полетах над местностью, метеорологических условиях и регламентах пользования авианавигационным оборудованием.