Найти тему
Turizm

Проспали... Второй пилот проявил инициативу и не удержал самолет с пассажирами на ВПП

В мае 2010 года пассажирский Boeing потерпел крушение при посадке в горном индийском аэропорту. Boeing 737–800 авиакомпании Air India Express на огромной скорости выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за неправильных действий экипажа. Плохое взаимодействие пилотов обернулось потерей 158 жизней.

-2

Человеческий фактор является основной причиной многих авиакатастроф. Так было и в случае с рейсом 812 авиакомпании Air India Express, который разбился при посадке 22 мая 2010 года. Расследование авиакатастрофы выявило множественные ошибочные действия в кабине пилотов, которые и спровоцировали аварию. 158 пассажиров погибли из-за того, что Boeing 737–800 вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Мангалора. Это событие стало третьей по масштабу авиационной катастрофой в Индии.

-3

На маршруте Дубай ― Мангалор Air India Express эксплуатировала специальный вариант Boeing 737–800. Boeing 737-8NG SFP ― лимитированная серия с пакетом характеристик short-field ― идеально подходил для приземления в аэропортах с короткими взлетно-посадочными полосами. Самолет был практически новый ― на момент аварии ему исполнилось чуть меньше 3 лет, он поступил в парк авиакомпании в январе 2008 года.

Пилоты, выполнявшие тот злополучный рейс, не были новичками в управлении Boeing 737. 55-летний командир налетал в общей сложности более 10 000 часов, включая 2 440 часов на Boeing 737. 40-летний второй пилот имел в активе 3 620 часов, из них 3 319 на 737-м. Оба летчика достаточно часто летали в этот аэропорт ― командир приземлялся в Мангалоре 16 раз, а второй пилот и вовсе 66.

-4

Особенность международного аэропорта Мангалор в том, что он находится в окружении сложного рельефа местности, практически на холме. Взлетно-посадочная полоса предельно короткая и в конце обрывается почти отвесным горным склоном. Только два аэропорта Индии оснащены похожими ВПП ― это Кожикоде (бывший Каликут) и Ленгпуи.

Аэропорт Мангалора открылся в 1951 году и долгое время принимал редкие внутренние рейсы, в основном из Мумбая и Бангалора. Однако в 2006 году сюда стали направлять и самолеты из-за границы. Как раз одним из таких и был рейс 812 Air India Express, летевший из ОАЭ.

-5

Итак, «Боинг» Air India Express штатно вылетел из Дубая. Полет, как зафиксировано в документах, проходил без происшествий до самого момента начала снижения и захода на посадку в Мангалоре.

Фактически, командир проспал 1 час 40 минут, а контроль за работой всех систем, приборов навигации, а также связь с наземными службами Управления воздушного движения во время полета осуществлялась вторым пилотом. Воздушному судну был разрешен стандартный для Мангалора заход на посадку «с круга».

-6

Второй пилот по всей видимости был высокого мнения о своих способностях и решил самостоятельно посадить самолет с пассажирами. И это несмотря на предписание Air India Express, согласно которому осуществить посадку в сложных условиях аэропорта Мангалора на вершине холма обязан был лично командир воздушного судна.

-7

Последний включился в управление, когда было уже слишком поздно. К тому моменту самолет отклонился по высоте от правильной траектории снижения ― глиссады ― почти в два раза. До ВПП оставалось около 4 километров. Наконец, осознав, что самолет находится слишком высоко, второй пилот воскликнул: «Взлетно-посадочная полоса прямо под нами!» и продолжил вручную увеличивать скорость снижения. Последнее, что зафиксировал речевой самописец, это запрос экипажа уйти на второй круг. Дальше запись прерывается.

-8

В отчете об аварии утверждается, что самолет снижался со скоростью почти 1 200 метров в минуту. Это вызвало автоматическую реакцию системы предупреждения об опасном сближении с землей и активировало серию аудиовизуальных оповещений в кабине пилотов.

С другой стороны, у диспетчеров возник вопрос, почему экипаж проигнорировал рекомендации курсо-глиссадной системы, обеспечивающей корректный заход на посадку по приборам в условиях плохой погоды и в темное время суток.

В результате самолет пересек начало ВПП на высоте более 60 метров со скоростью почти 300 км в час, что значительно превышает указанные в инструкции 15 метров и 270 км в час.

-9

И без того короткой полосы не хватило, чтобы безопасно затормозить самолет. На огромной скорости он промчался сквозь зону безопасности, ударился правым крылом об антенную конструкцию, врезался в ограждение, проломил его и упал в ущелье. Никто из находившихся на борту не выжил.

-10

Это была первая катастрофа со смертельным исходом для Air India Express, но не первый случай в Мангалоре с превышением скорости.

19 августа 1981 года турбовинтовой самолет Hawker Siddeley HS 748 авиакомпании Indian Airlines во время дождя перелетел взлетно-посадочную полосу длиной менее 1 800 метров. Лайнер слетел с края взлетно-посадочной полосы и был существенно поврежден. Последующее расследование авиационного происшествия указало на неправильную установку закрылков и «перелет» нужной точки посадки. Это усугубилось чрезмерной скоростью и попутным ветром.

-11

В результате расследования авиакатастрофы рейса 812 Главное управление гражданской авиации Индии ― DGCA ― составило список «критически важных аэропортов». Теперь пилоты проходят обязательную подготовку на тренажерах для этих аэропортов и должны выполнить не менее трех полетов под наблюдением пилота-инструктора в кабине, прежде чем их назначат на коммерческие рейсы.

Кроме того, авиакомпаниям предписано включить в маршрутную документацию проверку знаний пилотов о полетах над местностью, метеорологических условиях и регламентах пользования авианавигационным оборудованием.