7 дней – 7 статей
АЛИКЕВИЧ, Анна. Полифонический Толстой, хороший Каренин, симпатичный Левин и праведная Долли // Новый мир. – 2024. – № 2.
Поводом для полемического отклика Анны Аликевич стала книга Павла Басинского «Подлинная история Константина Левина».
ЕВГРАФОВ, Геннадий. «Перебирая наши даты…»: Из неизданной книги // Знамя. – 2024. – № 2.
Геннадий Евграфов – один из организаторов редакционно-издательской экспериментальной группы «Весть», возглавляемой Вениамином Кавериным. Он составитель, редактор, автор предисловий и комментариев к книгам Зинаиды Гиппиус, Василия Розанова, Андрея Белого, Евгения Шварца, Григория Бакланова, Давида Самойлова, Юрия Левитанского, Венедикта Ерофеева, к собранию сочинений Сергея Есенина: «В течение многих лет мне доводилось беседовать с Давидом Самойловым на самые разные темы. Мы встречались то в Москве во время его кратковременных наездов в столицу, то в Пярну, где я бывал довольно часто. После недолгих расспросов о жизни в столице и жизни «в глухой провинции у моря» самые обычные житейские разговоры перетекали в беседы о литературе. От словесности переходили к истории и философии. Я был молод и неопытен, он – уже в зрелом возрасте, умудренный опытом быстротекущей жизни. И, разумеется, говорил больше он, а я внимательно слушал, стараясь как можно больше запомнить, чтобы потом записать в дневник. Со временем таких бесед становилось все больше и больше, и однажды возникла идея – издать небольшую книжицу. Жалею, что о многом не переговорили, многое не записал. Осталось то, что осталось».
КАРАСЕВ, Леонид. Михаил Булгаков. Сюжет возврата // Новый мир. – 2024. – № 2.
Для большинства сочинений каждого автора чаще всего бывает характерна одна и та же сюжетная схема, на нее влияют и особенности личности писателя, и его образ мышления. В данной статье Леонид Карасев рассматривает так называемый «сюжет возврата», свойственный большей части произведений Михаила Булгакова: в ходе развития событий в финале повествования так или иначе восстанавливаются исходные условия, в которых происходит действие. Схожее сюжетное построение литературовед анализирует на примере повестей «Похождения Чичикова», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Записки юного врача», романа «Белая гвардия». Сложнее всего обстоит дело с романом «Мастер и Маргарита», но Леонид Карасев рассказывает и об этом.
РАНЧИН, Андрей. О толстовском подтексте в рассказе Бунина «Темные аллеи» // Новый мир. – 2024. – № 2.
По сюжету рассказ Бунина схож с романом Льва Толстого «Воскресение»: молодой барин навещает некогда соблазненную им простую девушку. При этом главное отличие бунинского взгляда на ситуацию, по мнению исследователя Ольги Сливицкой, «положить в основу новеллы откровенно толстовскую ситуацию, известную миллионам читателей, – и лишить ее самого важного для Толстого – характера социальной драмы». Андрей Ранчин в деталях анализирует роли обоих персонажей в рассказе Бунина, их мотивы и поведение в сравнении с образами Нехлюдова и Катюши из толстовского «Воскресения», а также соотнесенность «Темных аллей» с другими новеллами знаменитого бунинского цикла.
СЕДАКОВА, Ольга. «Дантову шагу вторя»: Иосиф Бродский в преддверии «Божественной комедии» // Знамя. – 2024. – № 2.
Ольга Седакова, поэт, переводчик, эссеист, лауреат премии Данте Алигьери: «Эта работа представляет собой русскую версию английской статьи, написанной для сборника исследований, посвященного памяти Валентины Полухиной. В настоящее время книга сдана в печать. Это во многом другой текст, значительно расширенный. Несколько лет назад я рассказывала Валентине о том, что занимаюсь историей присутствия Данте в русской поэзии; мой очерк должен был начаться Пушкиным и закончиться поздними стихами Осипа Мандельштама. Валентина, выслушав, спросила: «А почему бы вам не включить Бродского?»
ФРУМКИН, Константин. «Вопреки своей воле»: критика бессознательного в «Войне и мире» // Новый мир. – 2024. – № 2.
Каждый по-своему отвечает на вопрос, о чем в большей степени роман-эпопея Льва Толстого. Автор данного материала знакомит читателя со своим вариантом: «Война и мир» во многом, если не прежде всего, повествует о том, как человеческие воля и сознание оказываются порабощенными различными внешними обстоятельствами, средой и манипуляторами, так что человек действует не вполне по своей воле». Конфликт внутри человеческого сознания и даже подсознания рассмотрен на примере нескольких социальных и психологических явлений – внушаемости, коллективизма, власти, собственно войны, истории, бегства от свободы, манипуляций и разочарования – с разбором поведения конкретных персонажей в романе для каждого из этих случаев. И все же в «порабощенности сознания» героев «Войны и мира», по мнению Константина Фрумкина, есть неоспоримый плюс: обычно, вызванное внешними факторами, оно действует недолго – и как итог персонажи «возвращаются» к себе благодаря разуму и совести.
ШВЕД, Данил. Поэзия Виктора Ширали: движение – жизнь // Знамя. – 2024. – № 2.
«Виктор Ширали родился в Ленинграде («и выходил на площадь Декабристов чаще, чем все декабристы вместе взятые») в 1945 году в семье иранского азербайджанца и псковской крестьянки. Работал сторожем, радиомонтажником, агентом по снабжению, заведующим заповедником Римского-Корсакова, библиотекарем. Учился в московском ВГИКе на сценарном факультете. Стихи начал писать в 1962 году в возрасте семнадцати лет. Первые публикации появлялись в газете «Светлый путь» и в альманахе «День поэзии» в 1968 году. В 1979 году вышла дебютная поэтическая книга «Сад». Был близок с главной поэтической фигурой Ленинграда 1960-х Леонидом Аронзоном и в какой-то степени являлся его учеником. В мемуарных записках из книги «Женщины и другие путешествия» Ширали вспоминает совместные квартирные чтения 1966 года в компании Аронзона и Бродского. Современному любителю поэзии Ширали, вероятнее всего, известен как поэт андеграунда, последний романтик, продолжавший линию Аронзона (а может, все-таки начал свою?) и уникально сохранивший пушкинскую традицию в ленинградской поэзии».