Найти в Дзене
George Rooke

"Стану я точно генералом, если капрала переживу"

или про человека, связанного с 14 февраля

Последнее время меня очень часто спрашивали - а можно ли было в Роял Неви обычному матросу дорасти до капитана?

Ответ краткий - можно.

А вот как это можно было сделать - рассмотрим на примере Джеймса Кука

Итак, Джеймс Кук в качестве добровольца попал 58-пушечный корабль HMS Eagle, кэптен Джозеф Хаммар. Поскольку раньше служил на торговых судах - взят на флот в качестве опытного моряка, имеющего опят плаваний 3 года и выше (ordinary seaman).

Самая маковка в истории с Куком в том, что мы практически точно знаем, что было, ибо Джеймс вел журнал. Штурман (master) Томас Биссет заметил, что парень умеет не только читать, но и писать, и взял его к себе в помощники, обязанностью Кука становится заполнение вахтенного журнала.

25 июля 1755 года Eagle отплывает от причальной стенки Спитхеда и берет курс на Канаду. Однако 1 сентября корабль попал в шторм, и вынужден был вернуться в Плимут, на ремонт. Этим обеспокоилось Адмиралтейство, которое прислало на Eagle комиссию, которая выявила, что с мачтой все в порядке. Хаммара обвинили "в водобоязни", и услали на береговую должность. Капитаном стал Хью Пэллисер, который вышел в море 1 октября.

Уже 12 октября корабль находится у Ньюфаундлендской банки, где ловят французские рыболовные суда. Eagle захватил 2 судна и 149 человек пленными, тогда шла странная война - англичане без объявления войны начали нападение на французскую торговлю, чтобы уменьшить мобилизационный потенциал французского флота.

19 октября - шторм, во время которого корабль Кука теряет несколько стеньг. Начинается ремонт, с которым помогает подошедший HMS Monmouth, откуда на Eagle специально перебрался более опытный плотник. Оба корабля некоторое время плавают вместе и 2 ноября захватывают еще одно французское судно.

5 ноября опять шторм и опять потеря стеньги на грот-мачте. Ремонт, встреча с эскадрой адмирала Бинга, а затем с соединением Тэмпла Веста.

28 декабря Eagle вернулся в Плимут. Все это время Кук постигал штурманскую науку, учился под руководством Биссета определять широту, чертить карты, пользоваться навигационными инструментами, и т.д.

22 января новый боцман корабля назначает Кука своим помощником (boatswain's mate), причем по рекомендации ушедшего Eagle боцмана Джона Аткинсона.

12 марта Eagle начинает крейсерство у французской Бретани. 5 апреля к английским кораблям подходит куттер "Крейсер", на котором только что помер штурман (на кораблях такого ранга капитанов не бывает, исполняют их обязанности masters - штурманы), и Кука, поскольку он хорошо уже знает (спасибо Биссету) штурманскую науку, назначают капитаном куттера, то есть Кук из помощника боцмана становится полноценным master and commander, правда пока без патента и на время.

По идее командиром куттера должны были назначить лейтенанта, но ни Пэллисер, ни Хок не были ретроградами - на "Крейсер" была возложена задача картографической съемки французской береговой линии, и Кук здесь был идеальной фигурой.

Итак, пока Кук прошел путь ordinary seaman -> master's mate -> boatswain's mate -> petty officer. Проблема была в том, что Кук в Плимуте не успел сдать экзамен на штурмана и получить диплом, но за удачное исполнение поручения по исследованию берегов Биссет и Пэллисер пообещали похлопотать за Кука, чтобы обойти формальности.

18 апреля "Крейсер" на несколько часов вернулся в Фалмут, по всей видимости с французским призом, там Куку выдали патент помощника штурмана и утвердили в должности временного мастера и коммандера. Постоянной она станет, когда Кук сдаст экзамен на лейтенанта.

27 апреля куттер был поставлен в ремонт, а Кук и его команда сели на HMS Sent-Albans, чтобы вернуться на Eagle. 3 мая матросы перешли на Eagle, таким образом Кук из master&commander стал master's mate, но уже патентованным, с дипломом. То есть теперь он перешел в разряд унтер-офицера.

Корабль пошел к берегам Испании, по пути взял несколько призов, а так же французского купца "Тритон", следовавшего с грузом сахара с Мартиники. Начальником призовой команды был назначен Кук, поскольку на 58-пушечном Eagle был всего капитан и три лейтенанта, и отсылать с каждым призом по лейтенанту Пэллисер просто не мог себе позволить.

2 июня "Тритон" достиг Плимута, и 16 июня вместе конвоем пошел к Темзе, чтобы попасть на призовой суд Адмиралтейства (Пэллисер посоветовал Куку, что "Тритон" пусть лучше приобретет Адмиралтейство - государство и платит больше, и вполне возможно - Кук может получить призовое судно к себе же под команду, обычно так и делают). 23 июня Кук пришвартовался в Гринвиче, при этом сумел одновременно испугать и обрадовать Георга II, начав палить холостыми. Когда прибежала охрана - сообщил, что сегодня у обожаемого короля днюха, так вот фейерверк и пальба - как раз в честь нее.

Собственно корабль сдан, пока Кук вернулся на Eagle, и занялся подготовкой на сдачу экзамена на штурмана.

31 января 1756 года Кук становится боцманом на корабле Пэллисера.

Наконец в июне 1757 года Кук сдает экзамен по навигации в Тринити-хаусе, и становится штурманом, то есть полноценным офицером. Он назначается на должность штурмана на HMS Pembroke, где занимается картографическими съемками побережья Ньюфаундленда.

Далее участие в осаде Луисбурга и битве за Квебек. В 1760 году, будучи мастером, он получает под командование шхуну "Гренвилл", на которой с небольшими перерывами до 1765 года производит подробнейшую топографическую съемку Ньюфанудленда. При этом получает деньги, которые наверное очень большие - 4 шиллинга в день. Карты эти публикуются, имя Кука получает известность, именно поэтому он в 1766 году получает звание лейтенанта, причем, что интересно, без экзамена. Его готовят к кругосветке, и звание ему поможет нанять команду. Однако к оплате Адмиралтейства, чтобы дело спорилось, Королевское Научное общество добавляет еще 100 гиней сверху (гинея - 1.1 фунта стерлингов).

По возвращении "Эндевора" в 1771-м Кук становится мастером энд коммандером. И по возвращении "Резолюшн" из первого плавания Кук наконец-то в 1775 году получает звание кэптена.

Итак, путь Джеймса Кука от моряка до кэптена занял 20 лет, с 1755 года до 1775 года. Да, у него были недюжие способности к черчению и картографии, усидчивость и ответственность, тем не менее, каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл, нужна только усидчивость, время, и немного удачи.

Но Кук такой не один.

Есть еще не один пример "из матроса в кэптены", а даже есть примеры "из матроса в адмиралы")))

Например сэр Ферфакс Морсби начинал свою карьеру как able seaman в 1791-м. Стал адмиралом. Правда произвели его в мичманы чуть ли не через месяц, поскольку все-таки сын полковника.

Джон Борлэс Уоррен поступил во флот в 1771 году в качестве матроса (ordinary seaman). Проплавал 3 года. Ушел на сушу. Вернулся во флот в 1777-м в качестве уже волонтера и тут же сдал экзамен на лейтенанта. Стал адмиралом.

Ну и в качестве курьеза - Прово Виллис. Его,чтобы карьера у него во флоте побыстрее шла, договорившись с кэптеном Робертом Мюррем (за денежку, конечно) вписали в Морской Список в качестве матроса. Но в возрасте 4-х лет))) Адмиралтейство, когда об этом узнало в 1798-м, очень разозлилось, и Прово уже в 7 лет отдали на корабли в качестве юнги-вольноопределяющегося. В результате дорос до контр-адмирала в 1851-м)

Адмирал Родни - да, стартовая позиция у него была покруче, но и тот пришел на флот волонтером, вольноопером. Честно дослужился за 3 года до мичмана, в 1739 году сдал экзамен на лейтенанта. Пост-кэптеном стал в 1742 году. Да, с подачи герцога Чандоса, но и за собственные заслуги тоже - налет на Вентимилью и конфискация испанского золота дорогого стоит.

Сэмьюэл Худ - сын викария. Один из трех, ушел в моряки, остальных викарий отпускать отказался, ибо моряки "дохнут в молодости". Кстати, все его братья, ушедшие по церковной линии, умерли раньше него.

В 1741 году "благородный" юнга. в 1743-м - мичман. Лейтенанта с 1746 года. Кэптеном становится лишь через 10 лет, в 1756-м.

Эдвард Хок - путь "волонтер-мичман-лейтенант-коммандер-кэптен" прошел за 14 лет (1720-1734).

Да, были там и выскочки типа Ноульса или Боскауэна, но система в целом была меритократической и работала для всех одинаково. Просто надо было из себя что-то представлять, иначе даже со связями ничего хорошего не получалось. Тот же ван Кэппел, назначенный по протекции, стал исполняющим обязанности лейтенанта через 5 лет, в кругосветном плавании Энсона, когда из 500 человек команды на Центурионе осталось всего 163.