«Индивидуальная программа развития была принята на период 2020-24 гг. Предварительные итоги будем подводить в конце года, Пока же можем сказать, что в ее рамках в республике было создано более 3,5 тысяч рабочих мест, – заявил, в частности, в ходе своей пресс-конференции вице-премьер Дмитрий Краснов.
Между тем, в докладе Счетной палаты содержится информация иного характера. – Динамика численности работников малого и среднего предпринимательства в Чувашии в 2019-2022 гг. оставалась негативной, и характеризовалась ежегодным масштабным сокращением, – говорится в этом документе. – По данным реестра, число работников МСП и ИП Чувашии за этот период уменьшилось с 123 тыс. до 118».
Тут, конечно, нужно делать поправку на то, что Краснов оперирует данными, включая 2023 год, а Счетная палата владеет цифрами лишь до 2022 года. Но даже если в 2023-м был совершен гигантский скачок, закрытие тысяч рабочих мест компенсировать явно не удалось.
«Реализацию ИПСЭР в Чувашии в целом высоко оценивают и аудиторы Счетной палаты, и коллеги из других федеральных органов власти. Именно поэтому у республики есть шанс на продление индивидуальной программы развития на 2025-2030 годы, – утверждает Аксаков в комментарии для «Правды ПФО». – Инициативу республики поддержал Совет Федерации в своем постановлении. За плохие показатели региону вряд ли бы дали возможность вновь участвовать в программе с высоким уровнем федеральной поддержки и финансирования».
Здесь с мэтром можно и поспорить. Средства, выделяемые на индивидуальную программу развития, – это не премия, а пособие по нищете. В нее включались регионы с печальными показателями по доходам населения, уровню бедности, безработице, инвестициям. Если дело поправилось, то, по логике федерального центра, нужда в вспомоществовании отпадает. А вот если регион остается на дне, ему нужно продолжать подбрасывать на поддержку штанов.
Кстати, Краснов на пресс-конференции заявлял, что благодаря ИПСЭР привлечено дополнительно 32 млрд инвестиций, уровень бедности снизился с 16,8 до 14,1%, а безработица вообще стала минимальной.
«По росту промышленного производства по результатам 2023 года республика заняла второе место в России – за год плюс 27,2% при среднем темпе по стране 3,5%. По росту обрабатывающего сектора – также второе место – плюс 32,1% при среднероссийском росте в 7,5%. По уровню достижений национальных проектов Чувашия вошла в топ-10 лучших регионов», – добавляет Аксаков.
Конечно, цифры называются замечательные. Причем, Чувашия действительно в докладе СП приводится в числе регионов, добившихся наибольших позитивных результатов в условиях ИПСЭР. Но зачем с такими достижениями претендовать на дополнительное федеральное вливание, предназначенное для самых сирых? Надо же учитывать и репутационные издержки. К самым слабым отношение у инвесторов настороженное. К тому же деньги даже по региональным масштабам довольно скромные – всего лишь по 1 миллиарду в год в течение пяти лет. Те же средства, и даже больше, можно получить по другим федеральным программам финансирования.
«На примере ИПСЭР Чувашии можно констатировать, что в целом мероприятия кардинально не меняют сложившуюся динамику социально-экономического развития, – указывается в докладе Счетной палаты. – Но оказывают положительное воздействие на поддержание уже сложившихся тенденций – приводят к заметному росту инвестиций в основной капитал, некоторому замедлению темпов сокращения занятости в МСП, небольшому ускорению улучшения жилищных условий населения. При этом ряд мероприятий являются достаточно дорогостоящими. Так, на создание одного рабочего места в МСП в рамках мероприятий ИПСЭР, в 2020-2022 годах было потрачено порядка 1,8 млн руб.
Рабочие места не появляются просто так. Это кропотливая работа руководства республики по привлечению инвесторов, поддержке предпринимательства, запуску преференциальных зон. В рамках ИПСЭР в Чувашии реализовано почти 540 инвестиционных проектов – это вдвое выше плановых показателей по индивидуальной программе развития, – со своей стороны отмечает Анатолий Аксаков.
Счетная палата считает целесообразным подготовить новый подход к отбору регионов, для которых должны разрабатываться ИПСЭР. В частности, недостаточно эффективным признано отраслевое кураторство. Чувашия, как известно, находится под присмотром Минпромторга. А теперь предлагается все регионы передать Минэкономразвитию. Так что визит Решетникова в республику можно считать очень своевременным.
«Если будет дополнительная поддержка правительства РФ и окончательное решение о продлении программы индивидуального развития для Чувашии – сможем сделать для республики еще больше, – уверен Аксаков. При этом парламентарий подчеркивает, что в ходе визита Решетникова у Олега Николаева с ним была достигнута договоренность о поддержке новых проектов в рамках уже Комплексной программы социально-экономического развития Чувашии до 2035 года, принятой на региональном уровне.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото cap.ru