Найти в Дзене
ПУЛЬС LIVE | ОМСК

Кто, когда и за что может остановить автомобиль

Кто, когда и за что может остановить автомобиль

Требованиям сотрудников каких служб водитель обязан безоговорочно подчиняться.

В двенадцать раз могут вырасти штрафы для водителей за отказ от остановки в ответ на законное требование уполномоченных органов — полиции, инспекторов ГИБДД, таможенной службы и некоторых других силовых структур. Если раньше штраф составлял от 500 до 800 рублей, то теперь его предложили повысить до диапазона от семи до десяти тысяч. Соответствующий законопроект под авторством сенаторов и депутатов в понедельник, 5 февраля, появился в Системе обеспечения законодательной деятельности. Рассказываем, для чего потребовалось увеличивать штрафы, а также сотрудников каких служб нужно беспрекословно слушаться водителям, чтобы не влететь на круглую сумму.

«Проблему нужно решать, но при этом не допускать произвола»

Законопроект, который вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, направлен на улучшение ситуации на дорогах России. Основная цель этих изменений - повышение уровня культуры вождения среди водителей.

«На сегодня в различных регионах правонарушителю, независимо от того, в каком состоянии он находится, какой груз и в каком количестве он перевозит, экономически выгоднее не выполнить законное требование сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства, заплатить за это несколько сотен рублей, чем платить предусмотренные законодательством существенные штрафы от ста тысяч рублей, а также лишиться права управления транспортным средством за нарушение иных статей КоАП РФ при их очевидном наличии, — сказано в пояснительной записке к документу. — При этом действующие нормы законодательства об административных правонарушениях фактически позволяют лицу не единожды, а многократно не выполнять законные требования сотрудников контролирующих органов об остановке транспортного средства. При этом в ряде случаев применение санкций только в виде штрафа должного профилактического эффекта по данному составу недостаточно, а признак повторности по таким деяниям в настоящее время отсутствует в принципе».

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в интервью «Парламентской газете» подчеркнул, что проблема повышения культуры вождения на дорогах России давно является актуальной и требует скорейшего решения.

«Наказание за нарушение законного требования об остановке на протяжении многих лет оставалось очень мягким, — пояснил эксперт. — А вот само правонарушение можно считать, напротив, потенциально очень тяжелым, потому что не остановиться могли не только те, кто нарушил Административный кодекс, но и те, кто совершил уголовное преступление. При этом далеко не все наши сотрудники полиции располагают патрульными автомобилями, которые позволяют угнаться за нарушителем на какой-нибудь ультрасовременной машине».

Антон Шапарин также отметил, что важно обеспечить контроль за применением новых норм, чтобы избежать их неправомерного использования.

«Новый штраф по российским меркам огромен, — заключил эксперт. — Поэтому, чтобы он впоследствии не использовался как рычаг давления со стороны сотрудников полиции, на каждое подобное нарушение в обязательном порядке должна быть видеофиксация — и только на ее основании следует выносить решение о наложении штрафа».

-2

Кто еще имеет право останавливать автомобили?

МВД

Сотрудники МВД имеют право останавливать автомобили при «автотранспортном надзоре», в соответствии с полномочиями, установленными приказом № 246. Согласно этому приказу, сотрудник полиции может отдать команду на остановку в следующих случаях:

1. Если имеются сведения о причастности водителя к какому-либо преступлению.
2. Если необходимо провести процессуальные действия, например, опросить водителя и пассажиров о ситуации, связанной с правонарушением или привлечь их в качестве свидетелей.
3. Если в районе проводятся мероприятия по предотвращению ДТП или уменьшению их последствий.
4. Если возникла угроза безопасности дорожного движения из-за стихийных бедствий, пожара, разлива опасных веществ и т.д.
5. Если требуется ручное регулирование движения для обеспечения проезда экстренных служб на место ДТП или чрезвычайного происшествия.

Кроме того, полицейский может изъять автомобиль для служебных нужд «в случаях, требующих немедленных действий», например, для предотвращения преступлений, транспортировки пострадавших в больницу, преследования правонарушителей и т.п. Прежде всего подлежат изъятию автомобили государственных и муниципальных органов, а также общественных организаций. Использование автомобилей граждан разрешается только в «чрезвычайных случаях».

ФСБ

Сотрудники ФСБ также имеют право тормозить транспортные средства, однако они не используют при этом жезлы или ладони, как это делает полиция или инспекторы ГИБДД. Вместо этого, они могут применять огнестрельное оружие с целью повреждения транспортного средства. Данные полномочия детально регламентированы в статье 14.3 «Применение оружия» федерального закона «О федеральной службе безопасности».

«Военнослужащие органов Федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов Федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами», — говорится в документе.

Таможенники

Таможенники также входят в категорию служащих, которые имеют право останавливать автомобили. В соответствии с пунктом 2 действующей редакции «Правил дорожного движения», они могут это сделать в зоне своей юрисдикции, а именно в зонах таможенного контроля вдоль государственной границы России. Единственным исключением является транспортное средство с технически допустимой максимальной массой, равной трем с половиной тоннам и более, то есть фургонам и грузовикам. Сотрудники таможни имеют право тормозить такие транспортные средства в местах, обозначенных специальным дорожным знаком «Пункт таможенного контроля».

Ространснадзор

Также право останавливать движущиеся автомобили принадлежит сотрудникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, также известной как Ространснадзор. Согласно приказу Министерства транспорта № 119, Ространснадзор имеет право останавливать любые транспортные средства на всех дорогах с целью проведения весового и габаритного контроля.

На заметку

Сотрудникам Федеральной службы судебных приставов и Росприроднадзора запрещено законным образом останавливать автомобили. Поэтому они всегда проводят совместные рейды с ГИБДД, которые обладают такими полномочиями. Однако во время рейдов по браконьерам инспектор Росприроднадзора имеет право осмотреть уже остановленный автомобиль. Неважно, двигался ли он по трассе или был оставлен где-то на обочине. Такое положение закреплено в статье 43.3 закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Фото из открытых интернет-источников

Сергей Михневич
Делитесь информацией, оставляйте комментарии. Нам важно ваше мнение! Еще больше материалов на нашем сайте
PulsLive.com