Найти тему

Кир Былычёв/о писательстве

Слушала когда-то очень старое интервью Кира Булычева, где его спросили, как он пишет книги. Он ответил, что есть писатели, которые планируют, а есть те, которые сразу пишут. Вот первое ему скучно, а второе интересно - как будто одновременно и пишешь, и читаешь.

Очень мне это понравилось. Сейчас могу сказать, что у меня есть некий плавающий план на всё произведение - скорее даже не план, а представление о том, с чего все началось, чем закончится и пара ярких сцен посередине. Кое-что всё-таки приходится планировать, чтобы не запутаться самой в развешанных ружьях и в последовательности событий. Я рисую схему, чтобы не грузить мозг и видеть прогресс. Бывают такие главы/сцены, где приходится выписывать всё на листочки, вплоть до фраз, которые говорят персонажи, потому что трудно выстроить их логично в эмоциональном плане. Особенно трудно было с первой книгой, Птичьей песней.

В классической драматургии есть не только фактический путь героя, но и эмоциональный (можно почитать у Кристофера Воглера), и он мне в одной главе никак не давался. Все реакции Птицы моей выглядели непоследовательно, я понимала, что без четкого расположения диалогов по нарастающей не получится хороший текст, поэтому это был чуть ли не единственный раз, когда я создавала очень подробный план. Ещё в одной главе я никак не могла расположить три небольших события по дням. В итоге я  поняла, что они равнозначны по эмоциональности, поэтому я какое-то из них усилила, а два других поменяла местами. Без схемы я бы потратила на это гораздо больше времени.

***

Что касается Булычева, могу смело заявить, что прочитала почти всё. Детское, взрослое, рассказы, повести... Вот с Гусляром у меня сначала не сложилось, лет в 16 я его просто не поняла. А потом уже, поработав на своих работах, открыла сборник и поняла - все правда)) Все эти люди - как есть настоящие.

У меня огромное количество его книг дома. Три тома про Гусляр, несколько томов с рассказами. Алиса, естественно, и ещё большая серия в зелёной обложке. Про Галактическую полицию моя любимая серия. Посёлок - это вообще лучшее, что я читала из подростковой фантастики, я не знаю, сколько раз я его перечитывала. Удивительно, сколько Кир Булычёв всего написал, при этом работая в НИИ, ещё и занимаясь работой и написанием научных статей.

Кстати, я рассказы в принципе никогда не любила, потому что только привык к персонажам - уже всё, книга закончилась, так что я даже не могу вспомнить особо, у каких авторов я читала рассказы. А вот у Булычева всё прочитала, до чего дотянулась. Может быть, потому что у него такие персонажи, у которых была жизнь до того, как ты прочитал первую строчку, и они продолжат жить своей жизнью, когда рассказ закончится.

Очень рекомендую Летнее утро, оно чудесное, хотела бы я на дачу не в забитых электричках без воздуха ездить, а вот так. И Котел. Он просто хорош)

П.С. Только никогда не читайте "Золушку на рынке", я как-то неудачно с нее начала знакомство с взрослыми произведениями Булычева, и это такая жуткая реалистичная чернуха из 90-х. Я не уверена сейчас, но тогда мне так показалось. Особенно после Алисы. Перечитывать зареклась.

Арт: Яна Ветрова (с)
Арт: Яна Ветрова (с)