Найти в Дзене
Моряки с Москвы-реки

Морские термины

БАЗА стоянки маломерных судов – комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта для обеспечения стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА маломерных судов – состояние защищённости маломерных судов, находящихся на водных объектах, от аварий и происшествий ВАТЕРЛИНИЯ (WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с водой. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению. Грузовая ВЛ совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений корпуса с затоплением отсека (отсеков). ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ - полный объем всех помещений судна (в куб. метрах), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туале

БАЗА стоянки маломерных судов – комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта для обеспечения стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов

БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА маломерных судов – состояние защищённости маломерных судов, находящихся на водных объектах, от аварий и происшествий

ВАТЕРЛИНИЯ (WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с водой. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению. Грузовая ВЛ совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений корпуса с затоплением отсека (отсеков).

ВАЛОВАЯ ВМЕСТИМОСТЬ - полный объем всех помещений судна (в куб. метрах), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета.

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОЛНОЕ - водоизмещение судна (тонн), оборудованного всеми механизмами и судовыми устройствами, полностью укомплектованного экипажем и пассажирами с багажом, с полным грузом, снабженного ГСМ, водой и продовольствием до положенных норм.

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ПОРОЖНЕМ - водоизмещение судна (тонн) без груза, ГСМ, воды, судовых запасов, а также без экипажа, пассажиров и багажа.

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.

ВОДНЫЙ МОТОЦИКЛ (гидроцикл) – скоростное маломерное моторное судно, у которого штатные места для размещения судоводителя и пассажиров оборудованы снаружи корпусной обшивки.

ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ Российской Федерации – естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства;

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ Российской Федерации - воды расположенные в сухопутных границах Российской Федерации;

ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ Российской Федерации - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряетсяширина территориального моря Российской Федерации;

ВЫСОТА ВОЛНЫ - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бассейнов данного разряда.

Высота борта (D) - Высота борта теоретическая - вертикальное расстояние, измеренное отвесно по борту на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). Высота борта надводного - то же измеренное от линии предельной осадки до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). Высота борта надводного минимальная - наименьшее расстояние от действующей WL до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.

ВЫСОТА ТРАНЦА - расстояние, измеряемое в диаметральной плоскости от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости., проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения.

ГЛАВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - механизм, предназначенный для приведения в действие движителей судна.

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ - характеристика наружных размеров судна.

Длина - ( I ) - расстояние, измеренное па уровне грузовой WL от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна;

Ширина - ( В ) - наибольшая ширина измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов;

Высота борта - ( D ) - см. выше;

Осадка - ( d ) - расстояние по вертикали, измеренное на миделе от основной плоскости до грузовой WL.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ Российской Федерации (ГИМС России) - государственный надзорный орган, образованный постановлением Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 № 259 с задачей надзора в пределах Российской Федерации за правильным пользованием поднадзорными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских и территориальных водах в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды. В соответствии с возложенными на нее задачами ГИМС России осуществляет государственный и технический надзор за судами, классифицирует их, проводит технические первичные и ежегодные освидетельствования и специальные осмотры этих судов по разработанным и утвержденным требованиям и нормативам; разрабатывает другую нормативно-техническую документацию, относящуюся к обеспечению безопасности эксплуатации этих судов, осуществляет контроль за соблюдением этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСПЕКТОР ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ - должностное лицо ГИМС России, осуществляющий функции, перечисленные в пункте 1.2.13, имеющий право рассматривать дела и налагать административные взыскания от имени органов государственной инспекции по маломерным судам России на граждан и должностных лиц за совершенные правонарушения.

ГРЕБНЫЕ СУДА - суда, имеющие в качестве движителя весла; приводятся в движение, как правило, мускульной силой.

ГРУЗОПОДЬЕМНОСТЬ - разность между весовым водоизмещением судна порожнем, но имеющего положенное снабжение, полные запасы ГСМ, воды и водоизмещением судна, загруженного, до грузовой WL или до плоскости WL соответствующей минимальной высоте надводного борта.

ДЕФОРМАЦИЯ КОРПУСА - изменение формы и размеров корпуса, вызванное внешними силами или др. воздействиями. Различают Деформацию корпуса общую и местную, упругую и пластичную. Деформация корпуса пластичная - бухтины, вмятины и гофры.

БУХТИНА - прогиб листов обшивки, настила палубы, ограниченный соседними балками набора без их деформации.

ВМЯТИНА - такой же прогиб, но с деформацией подкрепляющего набора. Гофры - деформация в виде чередующихся удлиненных прогибов, образующих ребристую поверхность.

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - дистанционные: пуск, изменение частоты и направления вращения, а также остановка механизмов. Дистанционное управление подвесным лодочным мотором включает устройства для его запуска (остановки) и поворота), регулирования открытия дроссельной заслонки карбюратора и управления реверсом.

ИЗДЕЛИЕ - механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования и снабжения, на которые распространяются требования Правил.

КАТЕР - моторное судно со стационарным двигателем.

КОКПИТ - вырез или углубление в палубе маломерного судна для размещения экипажа и пассажиров.

КОРПУС СУДНА - оболочечная конструкция, подкрепленная или не подкрепленная набором, обеспечивающая плавучесть, остойчивость судна, прочность, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования и снабжения, обусловленного назначением судна.

МАЛОМЕРЕНОЕ СУДНО- суда длинна которых не превышает 20 метров, и общее допустимое количество людей не более 12.

МАЛОМЕРНОЕ МОТОРНОЕ СУДНО – маломерное судно, использующее в качестве основного средства движения механический двигатель;

МАЛОМЕРНОЕ ПАРУСНОЕ СУДНО - маломерное судно, использующее в качестве основного средства движения силу ветра

(спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях;)

МАЛОМЕРНОЕ ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО - маломерное судно, пригодное для использования в качестве основного средства движения и механический двигатель и силу ветра;

МАНЕВРЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ - данные, характеризующие способность судна набирать ход, удерживаться на курсе, изменять направление движения, двигаться по инерции и останавливаться.

МЕСТО УБЕЖИЩА - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.

МИДЕЛЬ - поперечное сечение корпуса судна, проходящее через середину его длины. Мидель-шпангоут - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ.

МИЛЯ - единица длины при измерении расстояний в море (1852,2 метра).

МОДЕРНИЗАЦИЯ - процесс переделки, в результате которого изменяются главные размерения судна или вносятся другие изменения конструктивного характера.

МОРЕХОДНЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА - плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость, ходкость, плавность и амплитуда качки.

МОТОРНАЯ ЛОДКА - моторное судно, эксплуатирующееся с подвесным лодочным мотором (моторами).

МОТОРНАЯ НИША - водонепроницаемая конструкция у транца маломерного судна, образующая нишу, предназначенная для размещения подвесного лодочного мотора и обеспечения требуемой проектом высоты надводного борта.

МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ДОПУСТИМАЯ - предельная величина эффективной мощности стацио- нарного двигателя ( подвесного лодочного мотора), с которым возможна безопасная эксплуатация катера (мотолодки).

НАДСТРОЙКА - закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстоянии не более 4% ширины судна (В).

НАДУВНОЕ СУДНО - маломерное судно, корпус которого состоит, в основном, из надувных элементов.

НАПРЯЖЕНИЕ БЕЗОПАСНОЕ - напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Значение напряжения в судовой сети или источника электроэнергии на судне не должно превышать 50 вольт при постоянном токе или 50 вольт между фазами и 30 вольт между фазами и корпусом - при переменном токе.

НЕСАМОХОДНОЕ СУДНО - судно, способное перемещаться по водной поверхности только посредством его буксировки или толкания.

НЕСУДОХОДНЫЙ ВОДОЕМ - водоем, не включенный в Перечень (список) внутренних водных путей страны, утвержденный Правительством Российской Федерации.

ОБОРУДОВАНИЕ - устройства, служащие для обеспечения работы механической установки (фильтры, радиаторы, цистерны и т.д.).

ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ - условия, при которых видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, ливня или других причин;

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ - технический контроль заобъектами надзора, включающий в общем случае: проверку наличия предписанной технической документации, копий сертификатов (знаков) соответствия, клеймения; осмотры, измерения, проверку в действии и испытания объектов надзора; выдачу документов по результатам освидетельствования.

ОСНОВНАЯ ПЛОСКОСТЬ - горизонтальная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и плоскости мидель-шпангоута, проходящая через точку их пересечения с внутренней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с металлической обшивкой) или через точку их пересечения с внешней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с обшивкой из других материалов).

ОТКРЫТОЕ (БЕСПАЛУБНОЕ) СУДНО - судно, не имеющее водонепроницаемой палубы, равнопрочной с бортом. Разновидность - частично открытое судно-судно с кокпитом или грузовым трюмом, не имеющее водонепроницаемого закрытия.

ОТКРЫТЫЕ ОТВЕРСТИЯ - отверстия в палубе или бортах маломерного судна, не имеющие прочных водонепроницаемых закрытий.

ОТСЕК - часть внутреннего объема корпуса маломерного судна, ограниченного днищем, бортами, продольными, поперечными водонепроницаемыми переборками и палубой (если она имеется) или верхней кромкой борта (если палуба отсутствует).

ПАЛУБА - водонепроницаемое горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине.

ПАРУСНОЕ СУДНО (парусно-моторное судно, яхта) - судно с парусным вооружением и парусом в качестве основного судового движителя. Парусно-моторное судно, кроме того, имеет стационарный двигатель или подвесной мотор.

ПАССАЖИР маломерного судна – любое лицо на борту маломерного судна, не являющееся членом экипажа судна

ПАССАЖИРОВМЕСТИМОСТЬ - количество пассажиров, разрешенное к перевозке на маломерном судне.

ПЕРЕГОН - эпизодическое (разовое) плавание маломерного судна за пределами установленного ему района плавания (бассейна).

ПЕРЕХОД- плавание маломерного судна в пределах установленного района плавания (бассейна).

ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ (носовой, кормовой) - вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие соответственно через носовой и кормовой концы длины судна (L).

ПЛАВУЧЕСТИ БЛОК - конструктивный элемент внутри корпуса маломерного судна в виде сплошного блока из материала, имеющего плотность менее единицы.

ПЛАВУЧЕСТИ ЗАПАС - объем непроницаемой для воды надводной части маломерного судна, расположенный выше действующей ВЛ.

ПРОГУЛОЧНОЕ СУДНО - некоммерческое судно, предназначенное для безопасного отдыха на воде.

РАЙОН ПЛАВАНИЯ маломерного судна – акватория, на которой разрешено использование маломерного судна;

РЕГИСТРОВАЯ ТОННА - единица измерения регистровой вместимости судов, равная 100 куб. футам (2,83 куб.метра).

РУБКА - закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4% ширины судна (В) и имеющее двери, окна или другие подобные отверстия в наружных переборках.

РУЛЕВОЙ ПРИВОД (румпельный, секторный, винтовой) - механизм, назначение которого заключается в передаче усилий к рулю.

РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО - устройство, обеспечивающее поворот судна. Как правило имеет: рулевой привод, ручной штурвал, передачи (штуртросовые, цепные или иные), указатели положения пера руля (аксиометры) и т.д.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (индивидуальные и коллективные) - средства, входящие в снабжение судна, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае затопления судна (спасательные нагрудники, пояса, жилеты, круги, плоты, плотики и т.д.).

СУДНО СЕРТИФИЦИРОВАННОЕ - прогулочное судно, имеющее копию сертификата (знак) соответствия, полученную изготовителем в установленном законодательством порядке.

СУДНО В ПОСТРОЙКЕ - строящееся маломерное судно со времени закладки киля или подобной стадии постройки до времени получения судового билета в органах ГИМС России.

СУДНО В ЭКСПЛУАТАЦИИ - маломерное судно, не находящееся в постройке или капитальном ремонте

СУДОВАЯ РОЛЬ - составляемый капитаном судна поименный список лиц судового экипажа

СУДОВОДИТЕЛЬ(капитан) маломерного судна - лицо, управляющее маломерным судном и имеющее необходимую для этого квалификацию;

СУДОВЛАДЕЛЕЦ - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником судна либо осуществляющее права владения, пользования и распоряжения им на основании, предусмотренным законом или договором и представляющее интересы свои или собственника в органах ГИМС.

СУДОВЫЕ СИСТЕМЫ - совокупность специализированных судовых трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами, устройствами и емкостями.

СУДОВЫЕ УСТРОЙСТВА - совокупность приспособлений и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна. Различают общесудовые (рулевое, якорное, швартовное, буксирное, леерное) и специатьныеустройства (промысловые, добывающие, для проведения изыскательских, дноуглубительных работ и т.д.).

СУДОХОДСТВО маломерных судов – деятельность, связанная с использованием маломерных судов для отдыха, туризма, а также культурных, спортивных, производственных, развлекательных и иных целей;

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий

УГОЛ ЗАЛИВАНИЯ - наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.

УГОЛ ОПРОКИДЫВАНИЯ - угол крена, при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего момента судно опрокидывается.

ЧЛЕН ЭКИПАЖА маломерного судна - лицо, занятое на борту маломерного судна выполнением обязанностей, связанных с управлением, эксплуатацией маломерного судна или обслуживанием пассажиров, оборудования, устройств и механизмов на нем, или проходящее обучение для получения квалификации члена экипажа и включенное в судовую роль

ЭКИПАЖ маломерного судна – персонал, количество и квалификация которого достаточны для обеспечения безопасности плавания и безопасности, находящихся на борту судна лиц.