Найти в Дзене
Ильяс Невретдинов

Концерты органиста Тимура Халиуллина покоряют сердца слушателей

В России в последние десятилетия активно развивается органная музыка на самых разных концертных площадках. На сегодняшний день орган можно услышать как в небольшой церкви, так и в огромных концертных залах с вместимостью более 1000 человек. Стоит также отметить, что большинство органных мероприятий собирают самые настоящие аншлаги! Давайте для начала познакомимся с этим чудесным инструментом поближе. Звучание органа сопоставимо с оркестровым. Недаром его называют «королём» всех инструментов, поскольку орган, состоящий из сотен труб, в силах создавать огромнейшее количество комбинаций тембральных сочетаний в самых различных нюансах (от нежного piano до оглушительного forte). А факт того, насколько разнообразным будет звучание инструмента, зависит от количества регистров органа. «Регистр» — группа труб одинакового тембра. Каждый регистр подражает звучанию различных инструментов. Интересный факт: Двух одинаковых органов в мире просто не бывает! Каждый инструмент представляет собой оригин
Оглавление

В России в последние десятилетия активно развивается органная музыка на самых разных концертных площадках. На сегодняшний день орган можно услышать как в небольшой церкви, так и в огромных концертных залах с вместимостью более 1000 человек.

Орган в БЗК им. П.И.Чайковского; мастер – Аристида Кавайе-Коля
Орган в БЗК им. П.И.Чайковского; мастер – Аристида Кавайе-Коля

Стоит также отметить, что большинство органных мероприятий собирают самые настоящие аншлаги!

Давайте для начала познакомимся с этим чудесным инструментом поближе.

Устройство органа

Звучание органа сопоставимо с оркестровым. Недаром его называют «королём» всех инструментов, поскольку орган, состоящий из сотен труб, в силах создавать огромнейшее количество комбинаций тембральных сочетаний в самых различных нюансах (от нежного piano до оглушительного forte). А факт того, насколько разнообразным будет звучание инструмента, зависит от количества регистров органа.

«Регистр» — группа труб одинакового тембра. Каждый регистр подражает звучанию различных инструментов.
Внутреннее строение органа
Внутреннее строение органа
Интересный факт:
Двух одинаковых органов в мире просто не бывает! Каждый инструмент представляет собой оригинальное строение.

Безусловно, что при таких обширных творческих возможностей, в стране появилось огромное количество выдающихся исполнителей. Одним из таких является Тимур Халиуллин.

Тимур Халиуллин за пультом органа Светлановского зала ММДМ
Тимур Халиуллин за пультом органа Светлановского зала ММДМ
-4

Творческая характеристика Тимура Халиуллина

Тимур является выпускником Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова (класс профессора Д.Зарецкого), лауреатом международных конкурсов, солистом Белгородской государственной филармонии, ассистентом кафедры фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры, преподавателем класса органа и клавесина, приглашённым солистом Курской государственной филармонии.

На сегодняшний день маэстро, имея огромнейший репертуар произведений самых разных стилей и эпох, даёт десятки концертов в год по всей России. Игра Тимура очень виртуозна, музыкальна, орган в его исполнении звучит очень контрастно, словно это гигантский симфонический оркестр с обилием различных голосов.

Хочется добавить, что Тимур не ограничивается только лишь игрой на инструменте, но и, демонстрируя свои высокие ораторские способности, является ведущим своих концертов!

Тимур Халиуллин в Красноярской краевой филармонии
Тимур Халиуллин в Красноярской краевой филармонии

«Орган? Это же на похоронах...»

К сожалению, на сегодняшний день очень распространились узкие ложные стереотипы, мол, орган является «похоронным, заупокойным, траурным» инструментом, но это далеко не так! Тимур же на своих концертах с большим успехом развенчивает подобные мифы. Орган в исполнении солиста Белгородской государственной филармонии словно «оживает», имея возможности звучать как нежный монологический голос одного регистра, так и выводя инструмент на полное tutti (в переводе с итальянского "вместе"; так по терминологии называется включение всех регистров и копулов), добиваясь величественной драматической кульминации! Очень оригинальный творческий облик исполнителя обусловлен яркой харизматичностью, стремлением к созданию уникальных интерпретаций шедевров разных стилей и эпох.

Техника игры на органе

Следует отметить, что игра на органе осуществляется следующим образом: имеются несколько мануалов (так по терминологии называются клавиатуры для игры руками; традиционное количество мануалов – от 2 до 4, но бывают и исключения; каждый мануал имеет своë название в зависимости от места нахождения и характеристики регистров, управляемых им), что позволяет органисту делать тембральные и динамические контрасты, перемещая руки с одного на другой поочерёдно или одновременно.

Тимур Халиуллин за органом государственной Белгородской филармонии
Тимур Халиуллин за органом государственной Белгородской филармонии

Также присутствует и отдельная клавиатура для игры ногами, она называется – педаль (обычно педаль содержит 30-32 клавиши, имеющие аналогичное расположение, как и на мануалах, только размером больше, чтобы на них могла уместиться нога музыканта). Традиционно педаль подключена к самым низкочастотным регистрам, звучание и значение которых можно сравнить с контрабасом, тубой в оркестре, выполняющих роль баса. Не для кого не секрет, что басовая функция в музыке крайне важна, еë можно сравнить с фундаментом при постройке здания - какой бы красоты не был фасад, если фундамент заложен некачественно, то постройка обречена на обрушение. Та же ситуация и в музыке – какой бы красоты не была мелодия (в многоголосии), если бас не будет звучать благозвучно, то произведение обретает бессмысленность.

Для органистов же педаль – это огромнейшая и очень непростая задача, целый вид техники! Тимур Халиуллин справляется с этой задачей безупречно! Более того, в репертуаре органиста есть произведения, где педальная клавиатура выступает не только в качестве аккомпанемента, но и соло! Например: Дж.Талбен-Болл – вариации на тему Н.Паганини для педали соло.

Концертные площадки выступлений Тимура

Во благо слушателей Тимур ведёт очень активную гастрольную деятельность по всей России. Иногда бывает и так, что за сутки может быть сразу несколько концертов в разных городах. Москвичи же могут наслаждаться игрой мастера ежемесячно в Кафедральном соборе св.Петра и Павла на Старосадском пер., в котором установлен исторический орган немецкой фирмы «Sauer» (1898г.), которые сопровождаются масштабной проекцией.

Концерт «От барокко до рока: орган и ударные» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва
Концерт «От барокко до рока: орган и ударные» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва

Все анонсы предстоящих выступлений публикуются на авторской странице в социальной сети ВКонтакте.

Репертуар Тимура

Музыкант имеет огромное количество произведений в репертуаре, собранных в самые разнообразные программы. Давайте посмотрим на некоторые из них:

1.«От барокко до рока: орган и ударные»

Не для кого не секрет, что история музыки исчисляется веками и даже тысячелетиями, но всë же принято считать моментом образования основных законов [гармонии, фактуры, инструментовки, форм и т.д.], по которым создаются пьесы и по сей день, эпоху барокко. Если внимательно изучить историческую параллель музыки с XVIII по XXI век, то можно обнаружить очень интересную динамику развития правил, традиций и канонов, найти отличия и различия. Именно по такой системе построена программа Тимура Халиуллина «От барокко до рока: орган и ударные», где слушателем предоставляется возможность совершить самое настоящее путешествие во времени и узнать, что объединяет такие, на первый взгляд, разные стилевые направления.

Тимур Халиуллин играет на органе в соборе св.Петра и Павла, г.Москва, концерт «От барокко до рока: орган и ударные»
Тимур Халиуллин играет на органе в соборе св.Петра и Павла, г.Москва, концерт «От барокко до рока: орган и ударные»

В самом начале мероприятия вы услышите одно из самых популярных произведений всего человечества – токкату и фугу d moll (ре минор), BWV 565 Иоганна Себастьяна Баха. Являясь очевидным эталоном музыки стиля барокко, эта пьеса станет для нас неким стартом исторического путешествия по самым разным эпохам и стилевым направлениям!

Далее предоставится возможность услышать две токкаты, написанные также специально органа, французских композиторов XIX века – Э.Жигу и Л.Боэльмана.

Интересный факт:
Эжен Жигу являлся учителем Леона Боэльмана

Здесь вы уже сможете сделать сравнение между токкатами двух разных столетий!

После жанра токкаты Тимур познакомит слушателей с музыкой великого русского композитора – М.П.Мусоргского, исполнив транскрипцию для органа «Избушки на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки». Данное переложение уже на протяжении нескольких лет восхищает слушателей. Обусловлено это наличием сказочно-мифологического содержания, в котором присутствует образ Бабы-Яги, устрашающе летящей в своей ступе над дремучими лесами. В музыке это передаëтся диссонансным педальным соло. Напомню, что игра на педали осуществляется исполнителем ногами. После чего в середине пьесы пред глазами слушателей предстанет картина процесса колдовства и зельеварения злой героини. В этот момент будут звучать таинственные и загадочные тембры органа, а в конце середины появится возможность услышать глубочайшую вибрацию, издаваемую самыми низкочастотными регистрами.

Картина Виктора Гартмана – «Часы.Избушка на курьих ножках», по мотивам которой Модест Мусоргский сотворил свой шедевр
Картина Виктора Гартмана – «Часы.Избушка на курьих ножках», по мотивам которой Модест Мусоргский сотворил свой шедевр

Далее в программе прозвучат самые лучшие и известные рок-хиты групп «The Beatles», «Queen», «Ария» в сопровождении с ударной установкой, что придаëт музыке чëткость, пульсацию, помогают усилить драматургию произведений.

Концерт «От барокко до рока: орган и ударные» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва
Концерт «От барокко до рока: орган и ударные» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва

Тимур подробно расскажет про художественный замысел каждой песни, а также про то, что объединяет музыку стилей рок и барокко. Послушать данную программу вы можете дистанционно здесь и здесь.

2.«Саундреки на органе: "Гарри Поттер", "Интерстеллар", "Пираты Карибского моря"»

История кинематографа несëт в себе огромное количество саундреков. Ни одно кино не обходится без звучания музыки, ведь она хоть и используется в фоновом режиме, но, безусловно, усиливает драматургию происходящего на экране в разы!

К счастью, Тимур Халиуллин создал целую программу, состоящую из саундреков, которая пользуется большим признанием среди слушателей самых разных возрастов по всей России.

Открывают мероприятие токката d moll (ре минор), BWV 565; фантазия g moll (соль минор), BWV 542; две хоральные прелюдии – «Das alte Jahr verganden ist», BWV 614 и «Ich ruf zu dir...», BWV 639 великого Иоганна Себастьяна Баха.

Сразу хочется спросить: «А какое же отношение И.С.Бах имеет к киноискусству?!». Так в том то и дело, что до изобретения первой камеры с баховских времëн прошло около двухсот лет, но все произведения, созданные в этот период, настолько актуальны для современных слушателей, что это способствовало многим режиссёрам и аранжировщикам добавить музыку великого барочного композитора в кинематограф. Так, например, советский композитор и аранжировщик Эдуард Артемьев обработал хоральную прелюдию «Ich ruf zu dir...» И.С.Баха для фильма Андрея Тарковского – «Солярис».

Все мы знаем, что практически ни один фильм не обходится без свадьбы. Момент бракосочетания у всех ассоциируется со «Свадебным маршем» великого немецкого композитора – Феликса Мендельсона. Разумеется, это известнейшая на весь мир композиция не прошла мимо кино, прозвучав в десятках различных фильмов.

Интересный факт:
Ф.Мендельсон был выдающимся органистом при жизни.

Также профессиональные теоретические знания Тимура позволили создать несколько авторских аранжировок, переложений и импровизаций легендарных мелодий из мира кино: «Зеркало», «Ирония судьбы», «Мой ласковый и нежный зверь», «Миссия невыполнима», «Гарри Поттер», «Интерстеллар», «Пираты Карибского моря» и др.

Концерт «Саундреки на органе: "Гарри Поттер", "Интерстеллар", "Пираты Карибского моря"» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва.
Концерт «Саундреки на органе: "Гарри Поттер", "Интерстеллар", "Пираты Карибского моря"» в соборе св.Петра и Павла, г.Москва.
Тимур Халиуллин (орган), Вячеслав Змеу (флейта пана), Никита Давыдов (скрипка), Ильяс Невретдинов (труба)
Тимур Халиуллин (орган), Вячеслав Змеу (флейта пана), Никита Давыдов (скрипка), Ильяс Невретдинов (труба)
В концертах возможно услышать орган в ансамбле с флейтой пана, трубой и скрипкой.

Послушать данную программу вы можете здесь.