В обществе часто говорят о том, что бизнес должен быть социально ответственным, вкладывая в этом проявление заботы о сотрудниках, обществе и так далее. Но я хочу предложить взгляд на это понятие под другим ракурсом и в контексте бренда.
Для начала, что такое бренд?
Как маркетолог и предприниматель, я вывел следующее определение, бренд — это нематериальный доходообразующий актив бизнеса, который служит еще и идентификатором, по которому клиент определяет его продукты — как лучшее решение своих эмоциональных и технических задач.
Иными словами, бренд зарабатывает на решении проблем и задач людей. Прошу нормально отнестись к стремлении быть прибыльным, т.к. компании нужны ресурсы на развитие и обеспечение качественного уровня жизни своих сотрудников (тоже элемент социальной ответственности).
Продукт или решаемая им проблема?
Об этом часто пишут. Продукт имеет конечный цикл жизни, а проблема может оставаться вечной. Что важнее, качественный продукт или решенная проблема? Сталинские высотки точно лучше хрущевок, но именно последние решили жилищную проблему, а через какое-то время и они стали неактуальными, хотя потребность в жилье осталась.
И чтобы создавать крутые продукты важно исследовать ключевую проблему. Зачем людям жильё? И ответов на этот вопрос будет очень много. Какие способы есть его решить? Попробуйте ответить на этот вопрос, увидите, что строительство домов — не единственный способ, вообще, плоскость решения задачи может лежать в образовании, отношении к себе, самореализации и т.п.
Таким образом, предмет исследования начинает обрастать смыслами. И мы приходим к выводу, что люди покупают не сам продукт, а его смыслы. Но что они несут людям?
Важное качество маркетолога — любовь
К сожалению, далеко не все люди понимают содержание слова любовь, и не каждый её проявляет (а также испытывает). Я в это понятие вкладываю следующее — участие в развитии объекта любви, когда мы создаем условия, при которых тот/та кого (или то, что) любим становится счастливее и совершеннее (в духовном, физическом, профессиональных планах).
И это не привязывание к себе, а именно улучшение. Коммуникация с вами — как один из способов решить задачу человека, при этом важно быть готовым его/её отпустить, когда реальная потребность или актуальность присутствия пропадает, и возникает желание выйти на новый уровень уже без вас.
Но большинство людей действует в невротической манере, навязываясь и стараясь удержать. За каждым брендом стоят также люди, и паттерны их поведения перекладываются на маркетинг и продажи.
Но ведь вы хотите быть с тем, с кем вам приятно, а не с тем, кто навязывается и манипулирует. Верно?
Про смыслы и социальную ответственность
Как я уже сказал, люди покупают смыслы, хотя сами они могут считать иначе. Большинство “незрелых” компаний впаривают свои продукты и борются за лиды.
Бренды высокого уровня создают ценность и овладевают умами. Какие-то компании пользуются этим во вред, развращая людей и продвигая на рынок дичь, а какие-то работают с аудиторией конструктивно.
Так, вот, основа социальной ответственности бренда — качество продвигаемых смыслов, а чтобы их генерировать на высоком уровне, руководить маркетингом должен профессионал, который умеет любить людей, обладает эмпатией, эмоциональным интеллектом и жизненным опытом.
Социально ответственные бренды продвигают передовые идеи, которые меняют сознание и поведение людей, а если и эксплуатируют их пороки, то только им же на пользу (естественно, не забывая про собственную коммерческую эффективность).
Описывая портрет мощного маркетолога в части смыслов, мы увидим человека, который кроме овладения профессиональными знаниями, насмотренностью и опытом прошел определенный, возможно, сложный путь, познал падения и одолел многие из пороков, стал кем-то, развился, как личность, сохранив свободу мыслей и непредвзятость.
Найти такого специалиста непросто. Специализированные курсы не работают с мышлением, духовной плоскостью и развитием творчества. Там просто нет преподавателей, способных это дать. И мы видим толпы маркетологов, которые что-то там говорят про тренды и выглядят все, как один.
И на весь мир не так много концептуальных брендов с мощным смысловым ядром. Мало их и в России, т.к. наши предприниматели неохотно работают с абстрактными моделями, а уровень развития социальной инженерии в коммерческом секторе весьма примитивный.
В заключение
Вы можете считать бренд социально ответственным, если видите, что он действительно положительно влияет на сознание аудитории, а его продукты улучшают жизнь людей.
Если вы встречаете компанию, которая стремится всячески получить от вас заявку, а потом впарить свой продукт, то перед вами, возможно хорошие люди, но действуют примитивно и совсем не понимают метафизики дела, которым занимаются.
И если вы предприниматель, который хочет выстроить бренд, за которым стоят высокая идея, мощные смыслы и качественная бизнес-модель, обращайтесь!