У нас сложилось мнение, что Стругацкие - вершина советской фантастики, авторы гениальные и непогрешимые. Книги их глубоки, проработаны и уже стали классикой.
Однако чем больше я переоткрываю для себя Аркадия и Бориса, тем более спорными становятся эти эпитеты. Они считали, самым неудачным произведением «Страну багровых туч», но тут понятно, антисоветчики они и есть антисоветчики. В «Далекой Радуге» проблема куда прозаичнее. Проблема чисто техническая.
Дело в том, что в творческих профессиях есть запрещенные приемы. Например в театральном институте нельзя играть пьяного персонажа. А среди авторов дурным тоном считается вызывать жалость читателя издевательством над детьми или животными.
То есть берется нежное, безобидное существо и на основе его страдания из зрителя вытягивается эмпатия - помните про слезинку ребенка? Так появляется Хатико. Пёсик просто страдает, мы страдаем вместе с ним. Только это не драма. Это называется пожалейка. Самый дешевый приём чтобы пробудить чувства.
И именно на основе этого приёма строится вся повесть Стругацких.
Ой, смелые учёные сейчас умрут! Ой, детишек засовывают в единственный звездолет, они в радостном предвкушении, что сейчас отправятся в полёт и не понимают, что больше никогда не увидят папу с мамой… Ой, автобус с детишками сломался и сейчас их накроет смертельная волна. Ой, взрослые знают это и будут до последнего играть с детками, чтобы… а кстати чтобы что? Не в формате реальности, там понятно, ты так пытаешься безотчетно беречь детей, а в формате книги.
Авторы берут и наматывают нервы читателя на кулак и выдаивают слёзы. Ой, какие несчастные дети, ой какие героические и несчастные взрослые! Это ПОЖАЛЕЙКА. То есть утрированное нагнетение страдания ради раскачивания эмоций у зрителя. Ужаса, тоски, негодования, обозлённости и прочих, необходимых автору для донесения своей мысли.
Но пожалейка - это расписка в творческой импотенции и если вы скажете, что я дурак и не вижу других смыслов, заложенных в произведение, то знайте, мне пофиг на другие смыслы потому что в рамках данной поделки говорить о них это все равно что слушать о том как надо женщину любить от импотента. То есть бессмысленно.
Так что знайте, если в книге или фильме начинается пожалейка, это халтура - автор не знает как по-другому вызвать сопереживание и как раскрыть героя и замысел.
Смело выключайте фильм или закрывайте книгу. Такую как «Далекую Радугу» Стругацких например.