Выбор программатора ЭБУ и первый опыт прошивки в 2024 году

690 прочитали

Решил я на старости лет заняться чип тюнингом автомобилей. Так получилось, что компьютерной диагностикой я занимаюсь давно, с 2010 года. А до прошивки блоков управления машин всë руки не доходили.

Сначала думал, что работа диагностом временная и вкладывать денег не хотелось. Потом несколько раз пытался поменять сферу деятельности. Кроме этого в голове почему-то сформировалась установка, что перепрограммирование ЭБУ очень сложно.

Зачем диагносту перепрограммировать ЭБУ

В последнее время всё чаще начали приезжать на диагностику довольно свежие машины, прошитые на Евро 0. Тот кто занимается, тот знает, что диагностировать Евро 0 сложнее, потому что нет информации по составу смеси. Кроме того, без датчика кислорода любое отклонение состава смеси сказывается на работе автомобиля или расходе топлива, так как блок управления не может скорректировать топливоподачу по ДК. На таких автомобилях лучше и правильнее оставить первый датчик кислорода и шить на Евро 2.

Это одна из причин приобретения загрузчика. Другая - это банально расширение списка предоставляемых услуг и следовательно заработка.

Пак загрузчик Combiloader

С 2011 года на полке пылится пак загрузчик Комбилоудер, прошил им пару машин с блоком Январь 7.2 и забыл о нëм.
С 2011 года на полке пылится пак загрузчик Комбилоудер, прошил им пару машин с блоком Январь 7.2 и забыл о нëм.

Ещё с 2011 года у меня на полке пылится загрузчик Комбилоудер. Достал его, зашëл на сайт производителя и прикинул сколько нужно денег, чтобы для начала прошить свою Ниву и Ларгус знакомого.

Ключ защиты
Ключ защиты

Сейчас для работы с "комбиком" нужен ключ защиты, на котором хранятся открытые модули (приобретëнные лицензии на работу с определëнными ЭБУ). У меня ключа нет, а стоит он на сегодняшний день (начало 2024 года) 3000₽.

Модуль для прошивки ЭБУ Bosch ME 17.9.7, который установлен на моей ниве, через диагностический разъëм стоит 8000₽. Возможна прошивка "на столе" Но это требует доработки ЭБУ (вскрытие блока и выпаивание или впаивание резистора). Я этого никогда не делал и не хочу начинать без крайней необходимости.

Кабель OBD для Комбилоудера стоит 2500₽. И сама прошивка от 1500₽ до 3000₽ а может быть и больше.

Получается, чтобы начать комфортно прошивать Нивы и Шевронивы (только некоторых годов выпуска) нужно от 15 000₽. При условии, что у меня уже есть базовый комплект пак загрузчика.

Кабель для программирования блока М86
Кабель для программирования блока М86

На Ларгусе знакомого стоит блок М86. Модуль на этот блок стоит 5 000₽, кабель для подключения к нему 4 500₽, прошивка примерно также как и на Ниву.

Получается, чтобы потренироваться на паре машин, нужно не меньше 25 000₽.

Другие варианты

Те кто в теме могут сказать, что прошить оба этих блока можно условно бесплатно или с минимальными вложениями. Сейчас в интернете можно найти бесплатные или почти бесплатные программы работающие через К- LINE адаптер с чем угодно. Но это вариант для тех кто разбирается, или готов вникать и разбираться, и хочет один раз прошить свою машину. Я заниматься такими извращениями не хочу.

Здесь можно возразить что для этой сферы услуг такие деньги копейки. Ведь прошить Ниву стоит около 3 500₽, а Ларгуса около 5 000₽ и они отобьются очень быстро. Но проблема в том, что я работаю в посëлке, в котором уже несколько человек занимаются чип тюнингом и очереди из желающих "прошиться" в первый же день не ожидается.

После этого, я начал изучать тему более детально и обнаружил, что в настоящий момент прошивка ЭБУ намного проще, чем мне казалось. Ещё больше меня удивило, что иномарки можно прошивать проще, и иногда даже дешевле, чем отечественные авто.

Конечно есть вероятность "уложить" недешёвый блок управления и попасть на деньги, но на них можно попасть и без прошивки, например неверно приговорив к замене датчик или исполнительный механизм ЭСУД, которые тоже зачастую стоят недёшево. Причём чем бюджетнее загрузчик, тем эта вероятность выше.

Оказалось, что существует довольно много загрузчиков, работа с которыми заметно дешевле чем с Комбилоудером. Кроме того, многие из них практически со всеми блоками работают через диагностический разъём. Но, как оказалось почти все они заточены на работу с блоками иностранных автомобилей. А я пока ориентируюсь больше на отечественный автопром.

Мой выбор

Приобрëл загрузчик Скан Мастер Кан.
Приобрëл загрузчик Скан Мастер Кан.

Изучив разные варианты я приобрёл себе загрузчик Скан Мастер Кан в комплекте с 9-ю открытыми модулями. Обошлась покупка мне в 22 900 рублей. При этом у меня есть возможность прошивать Нивы и Шевроле Нивы, Ларгусы, Весты, ХРеи и Гранты. Ну и понятно, что более старые модели.

Изучив внимательнее справку к прибору, обнаружил, что для прошивки блоков М74 и их модификаций необходимо докупить специальный переходник за 4 200₽. Ну или самому его сделать.
Скан мастер купил в магазине Скан 2 ру. По цене было почти на тысячу дешевле чем у производителя.
Скан мастер купил в магазине Скан 2 ру. По цене было почти на тысячу дешевле чем у производителя.

По СканМастеру в интернете довольно много информации, как положительной, так и не очень. В основном все жалуются на хлипковатое качество самого прибора и кабелей к нему. Действительно, загрузчик из коробки даже вонял самым дешёвым китайским пластиком.

Качество самого прибора на уровне китайских поделок начала 2000-х.
Качество самого прибора на уровне китайских поделок начала 2000-х.

Ещё очень интересный вариант исполнения универсального переходника загрузчика, где нужно тыкать провода в сам переходник и в ЭБУ. Их что, нельзя запаять внутрь коробки? Может это я просто не понимаю, ну да ладно.

Нанотехнологии в деле. Вставь эту пимпочку в эту дырдочку и будет тебе счастье.
Нанотехнологии в деле. Вставь эту пимпочку в эту дырдочку и будет тебе счастье.

Первый опыт

Естественно, что первой машиной, на которой я решил испытать приобретение, стала моя Нива с блоком управления Бош МЕ17.9.7. Прошивку купил на сайте Адакта. Сначала я хотел попробовать прошивку Паулюса, но официального магазина не нашёл, а где безопасно купить то что хочешь пока не знаю.

Прошивать решил через разъём ОБД, хотя и знаю, что это самый рискованный способ. Читал, что если по какой либо причине связь прервётся, то блок может уснуть, и восстановить его своими силами мне вряд ли удастся.

Подключаю прибор, связываюсь с блоком. Всё нормально. В блок Бош МЕ17.9.7 Сканмастер Кан через ОБД разъём может только записать прошивку. Считать не может. Нажимаем кнопку запись и пошли проценты записи на шкале. Дошли до 7% и выскочило сообщение об ошибке. Я знал, конечно, что могут быть сбои, но чтобы так сразу не ожидал. Повторно нажимаю запись и к моей радости процесс пошёл заново.

Прошивка длилась около 8 минут и закончилась сообщением, что процесс завершён успешно.

Не знаю, это мне повезло или так бывает, но машина завелась и вроде бы даже немножечко веселее поехала. Теперь будем ждать первого клиента.

Пока делать какие-то выводы по работе с прибором рано, но по крайней мере оно работает. Даже без доработки ЭБУ. Одним из факторов, который мне помешал раньше заняться прошивкой была необходимость доработки ЭБУ Бош для перепрограммирования.

Буду рад если кому нибудь поможет моя писанина. Всем пока.