Найти тему

Ради Родины-матери им пришлось позировать обнаженными. Натурщицы для монумента Победы

Оглавление

/предыдущие статьи на эту тему/

Автор установленного в городе на Волге монумента "Родина-мать" Е.В.Вучетич не оставил никаких записей о том, что его вдохновило на создание известного каждому россиянину памятника? Кто ему позировал в качестве модели для величественного монумента?

Евгений Викторович Вучетич и монумент "Родина-мать зовёт!"
Евгений Викторович Вучетич и монумент "Родина-мать зовёт!"

Специалистам и сегодня приходится разгадывать эти загадки.

Известно, что натурщиц было несколько, самыми известными были: советская спортсменка-легкоатлетка, спортсменка-гимнастка, учительница из Сибири, официантка из ресторана.

Возникновение идеи памятника Родины-матери

Плакат "Родина-мать зовёт!"

Идея создания образа Родины-матери в скульптуре овладела Е.Вучетичем после увиденного им известного плаката "Родина-мать зовёт!" (1941 года) художника Ираклия Тоидзе. Позировать для плаката мастер упросил свою жену Тамару.

Почему упросил? Почему жену?

22 года 1941 года, когда И.Тоидзе работал в своей мастерской, туда вбежала взволнованная жена. На её лице были отражены сменявшие друг друга эмоции отчаяния, ужаса, страха и боли. Она едва смогла произнести: "Война!"

Художник был поражен множеством чувств отраженных на лице жены, и попросил её сохранить это выражение лица для наброска.

Женщина позировала мужу целый день, и к вечеру плакат уже был готов.

Плакат "Родина -мать зовёт!" И.Тоидзе и его жена
Плакат "Родина -мать зовёт!" И.Тоидзе и его жена

Суровая Родина-мать в красном зовёт на борьбу всех своих детей, весь народ советской страны.

Этот же смысл призыва на защиту Родины Е.В.Вучетич решил воплотить в скульптуре Родины-матери.

Крылатая богиня победы Ника Самофракийская

Сын скульптора утверждал, что на создание монумента "Родина-мать" его отца вдохновила античная скульптура Ники Самофракийской.

Богиня Победы Ника Самофракийская
Богиня Победы Ника Самофракийская

Скульптор почувствовал мощь и динамику в теле богини Самофракии, идущей навстречу ветру, из-за чего прозрачная ткань туго обтягивает тело богини и развевается у её ног.

Это же противостояние напору ветра (шквалу войны) Е.Вучетич запечатлел в скульптуре Родины матери.

Свобода, ведущая народ

Также советского мастера вдохновила на создание монумента Родины фигура "Свободы, увлекающей за собой людей", с горельефа Франсуа Рюда («Марсельеза»). Эта композиция была посвящена добровольцам, выступающим на защиту Республики в 1792 году, создана из камня Ф.Рюдом в 1830-1836 годах и украшает сегодня Триумфальную арку на площади Шарля де Голля в Париже.

Свобода Франсуа Рюда, "Марсельеза"
Свобода Франсуа Рюда, "Марсельеза"

Нельзя забывать, что Ф.Рюд, в свою очередь, был вдохновлён на создание Марсельезы полотном Э.Делакруа "Свобода, ведущая народ" (1830).

Свобода, ведущая народ, Э.Делакруа
Свобода, ведущая народ, Э.Делакруа

После того, как я перечислила основные источники вдохновения скульптора Е.В.Вучетича на создание величественного монумента, перейдём к знакомству с натурщицами, черты тела и лица которых стали частью образа Родины-матери.

Советская легкоатлетка, метатель диска, Нина Думбадзе была моделью для скульптуры "Родина-мать зовёт!"

Нина Думбадзе - советская спортсменка, метатель диска
Нина Думбадзе - советская спортсменка, метатель диска

Именно её стройная, спортивная фигура и мощный размах рук заворожили взгляд Е.В.Вучетича и стали, как считается, основой статуи.

Евгений Вучетич воплощал в скульптуре образ античной богини, тело которой должно было быть совершенно.

Е.В.Вучетич часто приглашал Нину Думбадзе в московскую мастерскую на сеансы. Спортсменка жила в Тбилиси.

Официантка из ресторана Валентина Изотова была моделью для скульптуры "Родина-мать зовёт!"

Одной из натурщиц для знаменитой скульптуры стала Валентина Изотова - 26-летняя официантка из ресторана "Волгоград", куда часто ходила обедать творческая группа Е.Вучетича.

В.Изотова из Волгограда
В.Изотова из Волгограда

Они настолько вдохновились чертами лица и линиями фигуры Изотовой, как идеальными стандартами советской женщины, что больше месяца уговаривали Валентину позировать им.

В первое время Изотова отказывалась позировать в обнаженном виде. Нарушать нормы приличия, как она считала, жене военного не к лицу. Постепенно её уговорили послужить великому делу.

Надо сказать, на первых сеансах всегда присутствовал муж В.Изотовой. В целом, она позировала скульпторам около двух лет.

Вначале с Валентины слепили глиняную статуэтку высотой в полметра. а затем, на заводе "Газоаппарат" была изготовлена каменная фигура высотой в 5 метров 20 см.

В 2006 году модели не стало. Но журналистам В.Изотова всю свою жизнь заявляла, что в фигуре Родины-матери многое от неё.

Волгоградка Е.Гребнева была моделью для скульптуры "Родина-мать зовёт!"

Другой моделью, живущей ещё сегодня в Волгограде, была Екатерина Гребнева.

Екатерина Гребнева из Волгограда
Екатерина Гребнева из Волгограда

Бывшая натурщица рассказала, что её однажды высмотрели, прямо в тренировочном зале, два помощника Вучетича. Они пригласили стройную гимнастку позировать для образа Родины-матери. Было это примерно в середине 1963 года.

Затем, около года, длился перерыв в работе.

После этого скульпторы принялись за создание лица скульптуры. И тут Екатерине довелось долгими часами замирать в указанной позе, с линейкой в руке (изображающей меч) и с открытым ртом. Это было не просто. Платили ей за день тогда 2-3 рубля.

Поначалу Катя позировала в купальнике, потом ее задрапировали в огромный шарф. Для того чтобы он развевался, напротив девушки поставили большой вентилятор. Всё внимание было уделено складкам одежды.

Пришло время, когда, преодолев стыд, Екатерина скидывала купальник. Что не сделаешь ради Родины-матери?

У тренера Е.Гребневой не вызвало удивления, что скульпторы выбрали именно еКатю, потому что девушка была очень красивая и фигуристая.

А.Пешкова из Сибири была первой моделью Родины-матери

Почему я о первой модели рассказываю в конце статьи? Тому есть немало причин.

Анастасия Пешкова заявила, что была моделью Родины-матери, только через 50 лет, в день 70-летия Победы. Пожилой женщине было тогда уже 79лет.

Анастасия Антоновна Пешкова
Анастасия Антоновна Пешкова

Однако, Анастасия Антоновна помнила, что Е.Вучетич не сразу лепил женщину с мечом. Вначале он хотел изобразить в руках Родины-матери флаг.

А о том, что Вучетич несколько раз менял вид скульптуры я рассказала в этой статье:

Скульптор не сделал никаких записей, относительно работы над памятником Родине-матери, но его сын вспомнил женщину, которая была его первой моделью.

Самое интересное, что Анастасия Пешкова стала прототипом ещё не менее трёх произведений советских скульпторов. Поэтому, я перескажу её историю.

Активистка и комсомолка, 19-летняя Анастасия Пешкова училась в педагогическом училище в Барнауле, на 4 курсе даже вступила в партию. Но ей очень хотелось продолжить обучение в Москве.

И тогда помог случай: профсоюз учителей выделил ей турпутёвку в Москву. Она не стала тратить время на отдых, а сразу поступила в пединститут.

Она написала на вступительных экзаменах сочинение на 7 страницах и получила "отлично с плюсом". Её даже стали подозревать в родстве с писателем Максимом Горьким ( Алексеем Пешковым).

Чтобы где-то жить, она стала работать экскурсоводом в загородной турбазе, где ей выделили место для жилья. Единственное, что добираться до ВУЗа из загорода приходилось очень долго.

Как-то по пути в ВУЗ, её остановила жена скульптора Думаняна, пригласив позировать для скульптуры "Материнство". Эта работа ныне находится в Третьяковской художественной галерее.

А.Пешкову тогда устроили курьером в Художественный фонд. Там же, между делом, она стала моделью для ещё двух известных скульптур. Свою фотографию Анастасия разместила в альбоме натурщиков.

В этом альбоме снимок Анастасии увидел Е.В.Вучетич и пригласил её на пробы для скульптуры Родина-мать.

Он по нескольку часов лепил с неё известную статую, также вручив ей в руку линейку.

Почти одновременно, Анастасия Антоновна также по предложению Вучетича, стала позировать для фигуры матери, скорбящей над сыном в скульптурной композиции "Скорбь матери".

Посмотрите ролик:

Жена Е.В.Вучетича Вера Владимировна была моделью для скульптуры Родины-матери

Самое интересное, что для лица скульптуры "Родина-мать" постоянно позировала жена Вучетича Вера Владимировна. Благо, что эта модель была всегда рядом.

Вера Владимировна Вучетич
Вера Владимировна Вучетич

Женщине приходилось подолгу сидеть с открытым ртом, многократно произнося букву "О". Иногда из-за этого у супругов даже возникали ссоры.

Зато вся группа его помощников-скульпторов знала, что свою статую он называл "Верочка".

_______________________

На этом я закончу статью о моделях для великолепной скульптуры Родины матери. Мне понравились все женщины, позировавшие скульптору, в каждой есть своя изюминка.

А как по-Вашему, какая натурщица более других подходила для воплощения образа Родины-матери?

#родинамать #монумент #натурщицы #памятник #скульптура #статуя #вучетич #скульптурародинамать #волгоградродинаматьзовёт

-11