«Это было в годы, предшествовавшие воссоединению украинских земель. Из бедных сел западной Украины тянулись в город тысячи людей в поисках работы и счастья. В этом городе было пять костелов, две тюрьмы, четыре фабрики, тридцать девять публичных домов и двести сорок торговых лавок…
Не так давно я прочитала об этом фильме сразу в двух книгах, посвященных кино. Логично, что используемые формулировки отличны друг от друга. Оно и понятно, ведь между годами выпусками прошла целая жизнь. Это четырехтомник «История советского кино» 1975 года и «Великие и неповторимые. Актёры русского советского кино 30-40х годов» 1996 года.
В общем, прочитала я и решила, что надо «Мечту» пересмотреть, потому как видела фильм лишь однажды и то сто лет назад. И сейчас могу с уверенностью сказать, что Ромм снял шедевр, который не теряет своей актуальности, несмотря на всю политизированность и идейность, свойственную кинематографу той эпохи. Работу над «Мечтой» Ромм завершил в ночь на 22 июня 1941 года. Премьера состоялась только в 1943 году.
🎬Мечта (1941)
Что по сюжету:
1933 год. Жители беднейших сел Западной Украины, принадлежавших Польше, вынужденно стекаются в города. Большинство, конечно, в поисках работы. Кто-то вслед за большой мечтой о прекрасной жизни. Одна из таких «путешественников», главная героиня фильма – Анна (Елена Кузьмина).
Бывшая крестьянка Анна молода, здорова, активна, и крутится, как белка в колесе. Ночами девушка работает в небольшом ресторанчике, днем – служанкой. Она снимает меблированную комнату в пансионе с красивым названием «Мечта». Там же, в «Мечте» Анна выступает в качестве прислуги – деньги лишними не бывают, и ей даже удается сделать некоторые накопления за те три года, как она пришла в город.
Брат Анны Василь тоже проживает в городе и, как оказывается, занимается организацией забастовок. Анна влюбляется в друга и соратника брата по незаконной деятельности Томаша. Она проста и наивна, и в итоге вступает на путь революции, отказавшись от своей любви и такого близкого женского счастья не потому, что свято верит в идею, а просто по воле случая, от безысходности, потому что так сложилось. Исполнилась ли главная её мечта? Ну как сказать… да, она достигла определенных высот в СССР, но сколько тоски в её глазах!
В «Мечте», помимо Анны, есть и еще жильцы. И это поистине драматичная компания. Потому как все они – несчастные люди, каждый из которых пытается «тянуть лямку» и что-то из себя изображать, чтобы окончательно не пасть духом и дожить до следующего утра. Правда, удается это не всем.
- Сын хозяйки «Мечты» Лазарь (Аркадий Кисляков)
Взрослый мужик, которого уже лет пятнадцать обеспечивает мать. Лазарь инженер, и инженер хороший, но его идеи и проекты заводов в этой стране никому не нужны, не тот масштаб, не тот уровень. Но кто запретит мечтать? И безвольный, но благородный Лазарь мечтает. Зачем делать что-то другое (помогать матери, например), если можно страдать и мечтать. Денег ему это не приносит, но амбиции тешит.
А в СССР меж тем технический прогресс и активная стройка. Вот где нужны такие умы, как у Лазаря Скорохода. Анна и Лазарь решаются на великий поход, но доходит только Анна. Точнее, доходят оба, вот только какой ценой. Анна в тюрьме, а «малыш» Лазарь в очередной раз спасен своей мамой. И он предпочитает быть противен сам себе, чем что-то изменить, довести начатое до конца. У Анны хватает мужества, а у 40-летнего мужика – нет.
«Ну ничего, ничего, когда ты очень захочешь кушать, ты вернешься».
- Еще один женский персонаж пансиона – «вечная невеста» пани Ванда (Ада Войцик)
Ванда мечтает о простом женском счастье, но обязательно с состоятельным мужем. Желающих составить партию Ванде, которая уже и не молода, и практически всё приданое истратила, не так уж много. Но надежды она не теряет, и без конца рассылает брачные объявления в газеты, не замечая, что в нее влюблен Лазарь…Ванда жалкая, меркантильная, и финал её исканий вполне логичный.
- Мнимый коммерсант пан Станислав Комаровский (Михаил Астангов), заинтересовавшийся объявлениями Ванды (и её приданым), и стирающий носки в этой же «Мечте»… Безвольный извозчик Янек (Ростислав Плятт), не желающий подстраиваться под реальность, и хитрый старик Домбек (Михаил Болдуман), бывший художник. Они проклинают жизнь – это и есть их «времяубивание».
«Вот скажите мне, почему не везет хорошему извозчику, а? Конь у меня приличный, фаэтон в порядке, а седоков нет».
- И в самом центре всего этого бессилия и отчаяния – Роза Скороход, владелица пансиона и фруктовой лавки
Роза считает, что находится на высшей ступени, и к тем, кто ниже её (по уровню дохода, конечно) относится грубо и пренебрежительно. Удивительно, что Роза жестока и сердечна одновременно. Она тиранит Анну, но при этом искренне жалеет своих нищих постояльцев. Она очень любит сына-неудачника, и поэтому всю свою жизнь положила на то, что вывести его «в люди», и не всегда способы эти были бы одобрены моралью общества. Самое печальное, что результат в итоге оказался нулевым.
Роза скупая, сварливая, властолюбивая, успешная экплуататорша. И очень, очень несчастная и одинокая женщина. Её единственная мечта – сделать из сына человека, так и осталась несбыточной мечтой. За что страдала Роза всю жизнь? За то, чтобы её гениальный и не приспособленный к жизни сын вдруг ограбил её и убежал в СССР?
«Я была прачкой. Я стирала грязное солдатское белье. Я мыла полы в общественных уборных. Я по месяцам не ела ничего, кроме хлеба».
Раневская в роли Розы не просто хороша. Великолепна. Какая у Фаины Георгиевны мимика, какие взгляды и интонации! Это мать, раздавленная горем и понимающая, кто причина этого горя. Гениальное воплощение драмы, трагедии, боли и отчаяния. Женщина с исковерканной судьбой у разбитого корыта. Её жизнь никчёмна, как и жизнь её любимого сына.
«Зачем пропала моя жизнь?!»
Ромм дает шанс выбраться только Анне. На всех остальных режиссер ставит жирный крест – они давно опустили руки и лучшей жизни не заслужили. Анна становится символом успешной советской женщины – сильной духом, смелой, умной, трудолюбивой. Той, кто цели общества ставит превыше целей личных.
Анна словно противопоставление всем остальным жильцам пансиона, каждый из которых имел мечту, но был сломлен судьбой, обстоятельствами, властью, и так и не смог подняться. Или не захотел. И кризис духовный поглотил даже кризис материальный. У обитателей «Мечты» разное образование, разное прошлое, но одинаковое будущее. И малограмотная Анна со своей низенькой, простенькой мечтой сельской девушки «иметь дом и выйти замуж» единственный живой персонаж этой истории.
«Мечта» Михаила Ромма – это не просто пансион униженных и оскорбленных. Это, если хотите, общество в миниатюре. И пансион здесь как центр мироздания, за пределы которого его обитателям так страшно высунуть нос - а вдруг по нему опять щёлкнут? И Роза Скороход здесь как царица, которая может и похвалить, и наказать.
«Мечта» — это фильм о выборе. О целеустремленности и о вере в то, что где-то правда есть.
«Это один из самых великолепных фильмов земного шара».
Франклин Рузвельт