56,1K подписчиков

Самый громкий скандал Средневековья: как три короля Франции оказались рогоносцами

9,6K прочитали

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви». У короля Франции Филиппа IV Красивого было три сына, которые все по очереди побывали королями после смерти отца: Людовик Сварливый, Филипп Длинный и Карл Красивый. Они были женаты на трех бургундских сестрах — Маргарите и ее двоюродных сестрах Жанне и Бланке. Самого Филиппа IV можно охарактеризовать как человека много размышлявшего, но очень мало говорившего; очень красивого, «подобного статуе, изваянной из камня», по выражению хронистов той же эпохи.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».

Филипп Красивый любил своих снох, так преобразивших унылый Лувр. Они организовывали празднества, балы, приглашали популярных певцов и поэтов. Их жизнь походила на веселый праздник. Больше всех король любил старшую — Маргариту Бургундскую — за ее красоту, улыбку и умение отважно высказывать каждому все, что она думает о нем.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-2

Когда Маргарита вышла замуж за Людовика, ей не исполнилось еще и пятнадцати лет, а Людовику было шестнадцать. Маргарита была не просто красавицей, в честь которой трубадуры сочиняли песни, она была прекрасно образована для того времени и очень умна, хотя в некоторых источниках Маргариту называли «злобной и тощей». По прошествии 700 лет трудно понять личность человека, а также разделить правду и ложь о нем. Хочется думать, что Маргарита все-таки была замечательной красавицей.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-3

О ее муже Людовике писали в хрониках «как о моте, расточителе и очень инфантильном человеке, хотя отец наказывал его за эти пороки». Он был мрачен, скучен и интересовался скачками, псовой охотой и игрой в мяч. Как наследнику престола Людовику приходилось много времени уделять государственным делам. Маргарита два года после свадьбы старалась добиться его расположения, но безрезультатно. Девушка заскучала. После получения титула королевы Наваррской она образовала собственный двор и стала пользоваться полной свободой. Ко двору Маргариты была допущена вся придворная молодежь. Три бургундские сестры вели себя совсем неблагоразумно. Они любили играть в прятки и прятаться в большой шкаф с красивыми кавалерами. Выпрашивали комплименты у кавалеров и одобряли тех мужчин, которые рассматривали их без стеснения. А самое главное: они наряжались в платья, где юбка имела вырез с бедра. Стали рождаться слухи об их тайных поцелуях и мимолетных объятиях на лестницах дворца и не только.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-4

Однако большинство в окружении короля относилось к этим слухам как к сплетням. Сам король и его сыновья были безразличны к забавам трех сестер. Но наступил 1308 год. Единственная дочь короля Филиппа Красивого Изабелла вышла замуж за английского короля Эдуарда II Плантагенета, происходившего из графского дома Анжу, то есть «французского короля», как пишут британские учебники истории. Этот Эдуард II был гомосексуалистом. В будущем он будет низвергнут с престола своей супругой Изабеллой и убит в 1327 году в тюрьме в Беркли самым жестоким способом, а именно — посажен на раскаленный докрасна железный прут. Но пока все это еще не случилось, и перед отъездом в Англию к супругу Изабелла сделала подарки всем членам королевской семьи. Маргарите и Бланке она подарила великолепные кошельки, которые сама вышивала. «Пусть эти кошельки принесут вам счастье», — сказала Изабелла. Все случилось с точностью до наоборот. Вскоре старшая из сестер- Маргарита обратила внимание на конюшего Филиппа д’Онэ. Он был моложе ее на два года и очень хорош собой. Они стали любовниками. Но встречаться во дворце, где королю докладывалось обо всем подозрительном, было крайне трудно. Тогда девушка привлекла на помощь сестер с просьбой дежурить в коридорах дворца. За свою помощь они потребовали, чтобы каждое утро она делилась с ними впечатлениями о своих любовных переживаниях. Дурной пример заразителен: сестры возжелали таких же любовных приключений. Им повезло, ведь у Филиппа д’Онэ был старший брат Готье, женатый на знатной даме Агнессе де Монморанси. Это обстоятельство не помешало ему вступить в любовную связь с Бланкой, женой Карла Красивого. А младшая сестра Жанна просто помогала этим двум парам устраивать свидания. Некоторые историки сомневаются и в ее супружеской верности. Если у Маргариты с Людовиком брак был несчастливым, у Карла с Бланкой совсем обычный, то Филипп, похоже, обожал Жанну, написал ей много любовных писем, и у пары родилось пятеро детей за короткий срок. Длительное время никто во дворце и не догадывался о том, что творилось по ночам в апартаментах принцесс. А в 1311 году у Маргариты родилась дочь Жанна, хотя в результате шестилетнего брака с Людовиком Сварливым детей у нее не было. ДНК тестов тогда не проводилось, и кто был отцом Жанны, осталось неизвестно. И Людовик, и Филипп внешне были похожи, у обоих светлые глаза и светлые волосы, как и у дочери Маргариты Жанны. Этот роман продолжался еще три года после рождения Жанны.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-5

В 1313 году Филипп Красивый отмечал праздник посвящения своих сыновей в рыцари. По такому случаю во Францию приехала Изабелла с мужем Эдуардом. И вот во время празднества Изабелла обратила внимание на братьев д’Онэ, а точнее — на кошельки, висевшие у них на поясе. Это были те самые кошельки, которые она вышила своими руками и подарила бургундским принцессам. О своих подозрениях королева сообщила отцу лишь весной 1314 года, во время следующего визита во Францию, вероятно, получив дополнительные доказательства неверности сестер. Выслушав дочь, Филипп Красивый попросил сохранить беседу в тайне и отпустил ее, а сам тотчас отдал приказ следить за принцессами. После двухдневной слежки он получил такой рапорт, который исключал всякие сомнения. Король целую неделю думал, как поступить. Но узнав, что многие во дворце в курсе происходящего, Филипп принял решение наказать женщин. Пусть народ знает, что королевское правосудие карает всех виновных, кем бы они ни были.

Есть версия, что была и другая причина. Умершую любимую супругу Филиппа Жанну Наваррскую народная молва объявила распутницей. Проявив беспощадность к бургундским сестрам, он мог тем самым признать невинной свою супругу, на распутство которой якобы закрывал глаза. Сестры были арестованы и посажены в тюрьму. Народ тут же стал сочинять невероятные истории о том, что принцессы, подражая супруге Филиппа Красивого (которая на самом деле умерла за четыре года до того, как он купил «Дворец Башни»), заманивали по ночам в Нельскую башню студентов и предавались с ними разврату, а после бросали своих любовников в Сену. Ходили слухи, что профессор университета Буридан, приглашенный в Нельскую башню, догадываясь о том, что его тоже могут выбросить в Сену, попросил несколь- ких студентов подогнать к подножию башни лодку, полную сена, куда и благополучно упал. Все это было сплошной выдумкой. Однако легенда получила такое широкое распространение, что об этой истории спустя сто пятьдесят лет вспоминал первый французский лирик Средневековья Франсуа Вийон в «Балладе о женщинах былых времен».

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-6

Хотя дело о прелюбодеянии трех бургундских принцесс называли делом Нельской башни, как раз именно они не имели к ней никакого отношения. Все их свидания проходили в Лувре. По мнению французского историка и писателя прошлого века Амбелена Робера, они встречались со своими любовниками, помимо Лувра, не в Нельской башне в Париже, а в Нельском отеле в Понтуазе, принадлежавшем семейству Нель. Из-за совпадения названий и случилась ошибка историков, занимавшихся этим делом. После ареста сестры предстали перед судом. Маргарита и Бланка были вынуждены сознаться в изменах супругам, получив известие, что их любовники после пытки на дыбе во всем сознались. Их приговорили к пожизненному заключению, обрили наголо, нарядили в грубые монашеские рубахи и в повозке, затянутой черным сукном, отправили из Парижа в замок Шато-Гайяр. А Жанна яростно защищалась и утверждала, что ей ничего не известно о неблаговидном поведении Маргариты и Бланки, что «она не была у них в милости и не была посвящена в их тайны». Против нее прямых улик не обнаружилось, хотя некоторые хронисты утверждают обратное, но ей поставили в вину только то, что, зная о преступлении, она не донесла королю. Жанну также обрили и отправили в заключение в замок Дурдан; проезжая по улицам столицы, она кричала народу «о своей невиновности и умоляла ради любви Господней сообщить об этом сеньору Филиппу».

В этой истории нет никаких данных о коллективных оргиях, групповом сексе или обмене любовниками относительно этих трех дам. Увы, эта любовная история не принесла счастья братьям д’Онэ. С любовников бургундских принцесс живьем содрали кожу, затем их кастрировали, обезглавили и повесили тела на эшафоте. Наверняка они под пытками на допросах признались во всем, в чем их обвиняли, и даже в применении колдовских лю-бовных эликсиров.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-7

Тот самый французский историк и писатель прошлого века Амбелен Робер в книге «Драмы и секреты истории, 1306–1643» выдвигает интересную версию, что это были не слишком красивые молодые люди, а один из них был даже немного горбат, и поэтому они не могли прельстить принцесс. По его версии, братья подверглись казни за неимением возможности наказать других виновных, которых защищало их высокое про- исхождение. Ведь маловероятно, что два простых конюших были бы единственными любовниками Маргариты и Бланки. Известно, что во время следствия, проведенного по настоянию Филиппа Красивого, погибло немало людей, замешанных в эту историю. Поговорим о дальнейшей судьбе главных участников драмы. Король Филипп IV Красивый умер в том же 1314 году на 47-м году жизни после несчастного случая, произошедшего с ним на охоте. Многие связывали гибель короля с проклятием великого магистра ордена тамплиеров Жака де Моле, который перед своей казнью предрек Филиппу смерть менее чем через год, что и случилось. Но, скорее всего, виной всему был обширный инсульт. Есть предположение, что дело трех бургундских сестер было для Филиппа сильным потрясением и именно это способствовало его преждевременной смерти. Его дочь Изабеллу французы осуждали за заговор против невесток. Французская волчица, как ее прозвали, тоже обзавелась любовником, Роджером Мортимером, и с его помощью захватила власть, а также участвовала в убийстве низвергнутого супруга — короля Англии Эдуарда II. Возможно, она потом и пожалела, что затеяла процесс против бургундских принцесс.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-8

Старший сын и наследник Людовик X взошел на престол в 1314 году и был коронован в августе 1315 года, оказавшись королем без королевы. Заботы о королевстве он переложил на дядю Карла Валуа, который был сыном короля, братом короля, дядей короля и даже отцом короля, но никогда сам не был королем. Положение в стране было тяжелое из-за неурожая, голода и, как следствие, народных бунтов. Людовика это не волновало. Его главное желание — избавиться от славы рогоносца, заключив новый брак с Клеменцией Венгерской. По каноническим законам супружеская измена не являлась для этого достаточным основанием. Единственной причиной для развода могло стать признание Маргаритой незаконности их дочери Жанны. По легенде, Людовик снова и снова посылал гонцов в Шато-Гайар, требуя от Маргариты согласия на развод и признания в том, что Филипп д’Оне был настоящим отцом Жанны. В обмен на это он обещал отправить Маргариту в монастырь. Маргарита упорно отказывалась сделать это признание. Но Людовику все-таки повезло. В 1315 году в возрасте 22 лет Маргарита Бургундская умирает. Есть мнение, что она умерла от лишений и болезней. Хотя из хроник того времени мы знаем, что Маргариту удавили и сделано это было по приказу ее мужа. Людовик женился на Клеменции Венгерской, которая была скромна, кротка, религиозна. А маленькую дочь Жанну он просто возненавидел и обращался с ней так гру- бо, что ее пришлось отослать из дворца на воспитание в Бургундию, в замок, где когда-то выросла ее мать. После смерти Людовика Сварливого в обмен на корону Наварры и ее независимость Жанна подписала отказ от всех прав на французский трон. Но при этом она подписалась «дочь короля Франции» и всю жизнь перед титулом «королева Наварры» ставила это уточнение. Она была счастлива в браке с Филиппом III де Эврё, родила восемь детей, но никогда не любила вспоминать о своей матери, так безрассудно лишившей ее семьи в далеком детстве. Людовик правил всего полтора года. После игры в мяч король выпил холодной воды и почувствовал себя больным. Впал в беспамятство и умер через сутки. Обстоятельства его смерти, конечно, еще одна тайна в истории Франции. Франция осталась без наследника. Королева Клеменция была на четвертом месяце беременности. Ее сын Иоанн Посмертный родится в положенный срок и умрет в возрасте пяти дней.

Наперсница Маргариты по тюремному заключению в Шато- Гайар — Бланка Бургундская формально пробыла несколько месяцев королевой Франции, пока в 1322 году очередной папа не дал разрешение на развод ее супругу Карлу Красивому, ставшему королем. Брак был признан недействительным по причине известной степени родства между супругами. Согласно сообщениям хронистов, Бланка была «одной из самых красивых женщин своего времени». Хронисты пишут, что она даже забеременела в заключении. Когда Этьен де Бонне, епископ Парижский, прибыл в Шато-Гайар для переговоров относительно расторжения ее брака, он нашел веселую, смеющуюся женщину, которая не стала чинить никаких препятствий его миссии. В порядке компенсации епископ предложил ей перевод в другое, менее суровое место заключения, на что она очень спокойно заявила, что чувствует себя прекрас- но в Шато-Гайар. По мнению некоторых историков, Бланка помутилась рассудком в заключении. В 1326 году она была переведена в монастырь Мобюиссон , где приняла постриг и скончалась в возрасте тридцати лет. Её бывший муж Карл Красивый вступил еще в два брака, правил шесть лет и скоропостижно умер, не оставив после себя наследника мужского пола.

Больше всех повезло Жанне Бургундской. Ее освободили из заключения в замке Дурдан через год по ходатайству её мужа Филиппа Длинного. В 1316 году она была коронована, но через шесть лет стала вдовствующей королевой. После освобождения родила сына Филиппа, умершего в раннем детстве. От этого брака тоже не осталось наследников мужского пола. Умерла Жанна в возрасте 36 лет. Дело Нельской башни не только сильно повредило репутации женщин из высших кругов, но и возродило из далекого прошлого Салический закон. Когда в 1316 году умер Людовик X, его дочь от Маргариты Бургундской — Жанна была отстранена от наследования французского престола. Это решение было принято потому, что передавать корону девочке, законность происхождения которой была под подозрением, при наличии двух сыновей у умершего короля Филиппа IV было неразумно. Тогда и родилась знаменитая фраза «Лилии не прядут». Филипп Длинный и его брат Карл Красивый также умерли, не оставив потомства мужского пола, а их дочери были отстранены от престолонаследия. Капетингов на престоле сменили Валуа. А Салический закон ни разу не упоминался ни при воцарении Филиппа V Длинного, ни при коронации Филиппа VI Валуа. И был упомянут лишь в 1358 году. Несмотря на то, что Филипп Валуа, сын Карла Валуа, претендовал на трон при поддержке французского дворянства, сын Изабеллы Французской Эдуард III заявил о своих правах на французскую корону. Он исходил из того, что был более близким родственником покойному королю, чем Филипп де Валуа, так как приходился ему племянником по материнской линии, тогда как Филипп Валуа был лишь двоюродным братом. Но Эдуард был наследником по женской линии, а Филипп — по мужской. Возник вопрос: могут ли женщины передавать права на наследство, если сами не обладают ими? Эдуарду напомнили про Салический закон, но он не отказался от притязаний на французский престол. Десять лет он готовился к противостоянию, и в 1338 году началась Столетняя война.

Историк и писатель Ги Бретон замечательно сказал: «Настоящая история Франции — это история любви».-9

Вот такой неизгладимый след в истории Франции оставила любовь в жизни трех бургундских принцесс.