«Что только не померещиться, когда возвращаешься домой с работы по темноте: вон там в сбоку что-то зашевелилось, а там еще мелькнула какая-то тень… все это не внушает уверенности …»-подумала она. «Но может все не так страшно, если не разглядывать по сторонам сумрачные предметы, и быстренько добежать прямиком до подъезда?»-предложил он.
Эту разницу в восприятии окружающей действительности по гендерному признаку смогли «зафиксировать» и объяснить ученые из университета Бригама Янга, университета Джорджа Вашингтона и медицинского факультета университета Юты. Они предложили юношам и девушкам рассмотреть цифровые фотографии разных частей кампуса в различное время суток и отметить области, которые привлекли больше всего внимания.
Что же выяснилось? Женщины значительно больше внимания уделяли потенциальным угрозам безопасности — периферии изображений, в то время как мужчины смотрели прямо в центр изображения или на предполагаемое место назначения.
В эксперименте приняли участие около 600 человек, среди которых 56% составляли женщины и 44%-мужчины. Взаимодействие с фото фиксировали при помощи тепловой карты Qualtrics: чем краснее область на изображении, тем больше участников кликали на нее. А дальше, провели статистическую обработку данных, предполагая, что каждое изображение – это матрица, состоящая из пикселей-«ячеек» красного, зеленого, синего или серого(в случает ч/б фото) цветов. Связь между этими матрицами изображений определялась с помощью канонической корреляции (Rc), а так же индекса SSIM = L*C*S( L-яркость, С-контраст, S- композиция).
«Результаты, полученные при помощи тепловых карт, показывают, возможно, то, что люди чувствуют, думают или делают, проходя через эти места,- говорит Чейни, один из исследователей.- До начала эксперимента мы ожидали увидеть некоторые различия, но мы не думали, что они будут настолько сильными. Это действительно визуально впечатляет».
На изображениях видно, что мужчины останавливали взгляд на дороге или фиксированном объекте (например, на свете, пешеходной дорожке или мусорном баке), женщины сканировали периметр (кусты, темные участки рядом с дорогой).
Что же получается: женщинам важны детали, а мужчины сосредоточенны на достижении конечной цели? Чейни с коллегами, подчеркивая эту разницу во взглядах, считают, что проблема куда серьезней! Такое поведение, по их мнению, связано с постоянными переживаниями женщин о своей безопасности, например, по дороге домой. И наличие освещения только отчасти решает эту проблему.
«Почему мы не можем жить в мире, где женщинам не нужно думать об этих вещах?», - говорит ученый.-Было бы неплохо работать над миром, в котором не было бы различий между тепловыми картами в этих наборах изображений».
Исходник: https://www.eurekalert.org/news-releases/1033841
Robert A. Chaney et al., 2023; Published by Mary Ann Liebert, Inc. DOI: 10.1089/vio.2023.0027
Подписывайтесь на канал Stories from Labs - будет интересно!