Найти тему
Stories from Labs

Мужчины vs Женщины: у страха глаза велики, или на что обращают внимание люди по пути домой?

«Что только не померещиться, когда возвращаешься домой с работы по темноте: вон там в сбоку что-то зашевелилось, а там еще мелькнула какая-то тень… все это не внушает уверенности …»-подумала она. «Но может все не так страшно, если не разглядывать по сторонам сумрачные предметы, и быстренько добежать прямиком до подъезда?»-предложил он.

Исходники для иллюстрации сгенерировала нейросеть Kandinsky 3.0
Исходники для иллюстрации сгенерировала нейросеть Kandinsky 3.0

Эту разницу в восприятии окружающей действительности по гендерному признаку смогли «зафиксировать» и объяснить ученые из университета Бригама Янга, университета Джорджа Вашингтона и медицинского факультета университета Юты. Они предложили юношам и девушкам рассмотреть цифровые фотографии разных частей кампуса в различное время суток и отметить области, которые привлекли больше всего внимания.

Что же выяснилось? Женщины значительно больше внимания уделяли потенциальным угрозам безопасности — периферии изображений, в то время как мужчины смотрели прямо в центр изображения или на предполагаемое место назначения.

В эксперименте приняли участие около 600 человек, среди которых 56% составляли женщины и 44%-мужчины. Взаимодействие с фото фиксировали при помощи тепловой карты Qualtrics: чем краснее область на изображении, тем больше участников кликали на нее. А дальше, провели статистическую обработку данных, предполагая, что каждое изображение – это матрица, состоящая из пикселей-«ячеек» красного, зеленого, синего или серого(в случает ч/б фото) цветов. Связь между этими матрицами изображений определялась с помощью канонической корреляции (Rc), а так же индекса SSIM = L*C*S( L-яркость, С-контраст, S- композиция).

Рис.1. Изображения сделанные днем, в наиболее безопасных частях кампуса в результате имели наибольшее значение Rc=0,56, т.е интенсивность кликов(красные пятна) на области фотографии совпадали у мужчин и женщин. Противоположная картина наблюдалась на фото, с изображением ночного кампуса(Rc=0,24). DOI: 10.1089/vio.2023.0027
Рис.1. Изображения сделанные днем, в наиболее безопасных частях кампуса в результате имели наибольшее значение Rc=0,56, т.е интенсивность кликов(красные пятна) на области фотографии совпадали у мужчин и женщин. Противоположная картина наблюдалась на фото, с изображением ночного кампуса(Rc=0,24). DOI: 10.1089/vio.2023.0027
«Результаты, полученные при помощи тепловых карт, показывают, возможно, то, что люди чувствуют, думают или делают, проходя через эти места,- говорит Чейни, один из исследователей.- До начала эксперимента мы ожидали увидеть некоторые различия, но мы не думали, что они будут настолько сильными. Это действительно визуально впечатляет».
Изображения тепловых карт в темное время суток. DOI: 10.1089/vio.2023.0027
Изображения тепловых карт в темное время суток. DOI: 10.1089/vio.2023.0027
Изображения тепловых карт в светлое время суток. DOI: 10.1089/vio.2023.0027
Изображения тепловых карт в светлое время суток. DOI: 10.1089/vio.2023.0027

На изображениях видно, что мужчины останавливали взгляд на дороге или фиксированном объекте (например, на свете, пешеходной дорожке или мусорном баке), женщины сканировали периметр (кусты, темные участки рядом с дорогой).

Что же получается: женщинам важны детали, а мужчины сосредоточенны на достижении конечной цели? Чейни с коллегами, подчеркивая эту разницу во взглядах, считают, что проблема куда серьезней! Такое поведение, по их мнению, связано с постоянными переживаниями женщин о своей безопасности, например, по дороге домой. И наличие освещения только отчасти решает эту проблему.

«Почему мы не можем жить в мире, где женщинам не нужно думать об этих вещах?», - говорит ученый.-Было бы неплохо работать над миром, в котором не было бы различий между тепловыми картами в этих наборах изображений».

Исходник: https://www.eurekalert.org/news-releases/1033841

Robert A. Chaney et al., 2023; Published by Mary Ann Liebert, Inc. DOI: 10.1089/vio.2023.0027

Подписывайтесь на канал Stories from Labs - будет интересно!