США ПРОТИВ РУССКОЙ БАЛАЛАЙКИ
В бытность своего президентства Барак Обама продлил запрет на продажу русских балалаек в США.
Впервые эти «антироссийские санкции» якобы появились в 1940, когда тогдашний президент США Франклин Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на 10 лет. С тех пор декрет регулярно продлевался...
А ведь многие клюнули, повелись на эту развесистую клюкву! Спросите - почему?..
Мы хорошо помним, как в СССР десятилетиями запрещалась западная субкультура: электрогитары, брюки - трубочки, банданы и рваные джинсы... Битники - прародители всех неформалов - они же дети янки, не вернувшихся с полей второй мировой войны! В обвислых свитерах и рваных кедах, все эти художники и музыканты, поэты и прозаики, увлекающиеся философией Ницше и Шопэнгауэра, породили в США протестные движения против войны во Вьетнаме...
У них - Вьетнам, у нас - Афганистан. Что могла натворить такая "мягкая сила", прорвавшись через "железный занавес"? По мнению пятого управления КГБ СССР, все эти пацифисты, хиппи, стиляги, металлисты и рокеры - целенаправленно расшатывали систему, способствовали развалу Советского Союза...
И вот химеры найдены и названы! Но причём здесь Барак Обама и русская балалайка? - снова спросите вы. - Неужели, наша трёхструнная щебетунья - инструмент не столь музыкальный, сколь пропагандистский?..
Да, именно так! Но не в далёкой, злой Америке, а у нас - на земле православной...
В начале ХVII века московские "домерщики" (создатели струнных инструментов), населяли целый переулок в Замоскворечье, в районе Пятницкой улицы. В народе музыку любили, а вот московская знать крутила - вертела носами: домбра и балалайка - не их формат.
Виною тому была Церковь. Христианская культура, пришедшая на Русь из Византии, не приняла инструментальной музыки. Только вокальное пение и только под звон колоколов! Все народные инструменты, в особенности - струнные, церковь рассматривала как "сосуд Диавола", окрестила их "бесовскими играми".
По свидетельству Адама Олеария, "около 1649 года все "гудебные сосуды" были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены".
В глухой провинции было не легче. В том же 1649 году приказчику Верхотурского уезда в Сибири поступает грозный царский указ от Алексея Михайловича: "А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь".
Крестовый поход против русской народной музыки, преследование и уничтожение язвительных скоморохов (первых профессиональных музыкантов), всё это привело к переходу русского народного творчества в оппозицию и к власти, и к церкви.
То, что в этой, более чем трёхсотлетней истории "русской балалайки", так и не нашлось места нынешнему адепту однополярного мира и виртуозному ловцу мух Бараку Обаме - не наша с вами вина. А вот в фондах Центрального государственного архива древних актов СССР мы нашли имена пусть и былинных, но далеко не сказочных героев. Ими оказались посадский человек Савка Фёдоров, да крестьянин Ивашко Дмитриев. Как следует из документа 1688 года под названием "Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ" - "...они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тоё балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…"
"ОТ МОИХ ПЕСЕН КОЛБАСИТ БЕСНОВАТЫХ"
Придёт время, и балалайку начнут разрывать на части: из двухструнного музыкального инструмента для черни, она, с ещё одной, добавленной струной, исполнит итальянские арии и менуэты, польские танцы и отрывки из аллегро в светлицах знаменитых русских домов петровской России. Но и тогда, и сегодня - символ русской культуры останется "экзотикой", тем, что достают из-под полы, удивляют и снова прячут...
-Почему так? - с этим вопросом я и отправился на концерт народной артистки России Жанны Бичевской.
- Вы, Александр, довольно точно подметили в одной из статей, что здесь, в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя, где проходил благотворительный концерт "Душа России" - не было ни одной телекамеры! - листая газету, посетовала Жанна Владимировна. - Да, нас как священных коров, сначала загнали в резервацию под названием телеканал "Культура", а теперь просто перестали замечать...
- Боятся?!
- От моих песен колбасит бесноватых! Честно!.. - перекрестившись, засмеялась Бичевская, и, подхватив гитару, исчезла за занавесом: сегодня в Храме Христа Спасителя у неё большой сольный концерт...
Её называли "советской Джоан Баэз". С американской певицей Жанна Владимировна была знакома - вместе выступали в Дорхманде, в концерте "Артисты за мир".
Джоан Баэз боролась против расовой сегрегации. Она требовала: «Белые и чёрные должны сидеть вместе на моих концертах, иначе я не буду петь!"
Во время войны во Вьетнаме, Джоан активно участвовала в антивоенном движении, её арестовывали. Являясь одной из наиболее ярких исполнительниц фолк-рока, Джоан Баэз была самой политизированной его представительницей.
Жанна Бичевская уникальна по-своему. Используя лучшие достижения стиля «фолк» и «кантри», она завораживает оригинальной манерой исполнения. Этот, её балладно - бардовский фольклор оценил, помнится, Булат Окуджава.
"Динамизм, ритмическое разнообразие, акцент в главных смысловых частях. Жанна Бичевская - мастер!"- писал Булат Шалвович.
И словно подтверждая слова великого "хулигана с гитарой", Жанна Бичевская читает со сцены его строки:
"Не пугайся слова "кровь" -
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
"кровь" рифмуется с "любовь".
... И когда упал в бою,
эти два великих слова,
словно красный лебедь,
снова
прокричали песнь твою..."
КРЫМСКИЙ «НЕФОРМАТ»
Мы опять за кулисами... Жанна Владимировна хватает меня за руки:
- Миленький, я обожаю Крым! Там мои самые благодарные слушатели. Помогите вернуться к ним!
- Не понял? Что случилось?! - откровенно удивляюсь я.
- В первые дни "русской весны", я рвалась в Севастополь. Но местные антрепренеры мне заявили: "Мы боимся за вашу жизнь!"
Пролетело несколько лет, теперь - новая сказка: "Вы не соберёте залы!"
На глазах певицы заблестели слёзы...
Восемь раз Жанна Бичевская с аншлагом собирала престижнейший в Западной Европе парижский зал «Олимпия». В1989 году на Международном конкурсе в Сан-Ремо (Италия) за выдающийся вклад в мировое исполнительское искусство ей был присвоен титул «Золотая гитара». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил певицу в 1997 году на выпуск "духовных дисков"...
- Бичевская в Крыму - "неформат"?.. Это - неправда! - заявляю я со всей решительностью. - Просто на вашем пути оказались мошенники, или того хуже - представители "пятой колонны". Этих манкуртов много и в нынешних кабинетах власти. Тихо сидят и... гадят.
- Я же в политику не играю! Телевизор - лет тридцать не смотрю! - искренне удивляется Бичевская.
- Вы - русский патриот! Это уже - политика... Вы боритесь против фашизма, против любых форм национализма и шовинизма...
- Я же православная христианка, не могу по-другому! Сейчас доминанта агрессии разрушает культуру. Но, миленькие мои, культура - это не политическая трибуна. Я служу музам. Служу красоте. Служу истине...
- Трудно быть русским "неформатом"?
- В1975 году изгнали с экрана - меня, Высоцкого, Окуджаву. Три изгоя, объявившие войну большевистскому богохульству! Потом, после распада СССР, пришли демократы, послушали мои православные песни, баллады, большая часть которых написана иеромонахом Романом (Матюшиным), и моим мужем - Геннадием Пономарёвым...
- Послушали и... тоже запретили!
Певица, улыбнувшись, зажмурилась...
"...Ведут нас ко Христу дороги узкие,
Мы знаем смерть, гонения и плен.
Мы - Русские, мы - Русские, мы - Русские,
Мы всё равно поднимемся с колен!.."
Автор - Александр БЕЛАНОВ
Если зацепило - ставьте лайки, пишите комментарии и главное - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал #Культурный_Код.
Будет интересно!..