Начну опять с цитаты: "21 декабря 1904 г. (здесь и далее даты будут даваться по старому стилю) в Сибирский флотский экипаж были зачислены для довольствия команды миноносцев особого отряда: «Касатка» (12 человек), «Фельдмаршал граф Шереметев» (11 человек), «Налим» (11 человек) и «Скат» (12 человек)". Что это были за подводные лодки?
Еще до того как был сдан "Дельфин" были начаты работы над еще одним амбициозным проектом. В августе 1903 года "Дельфин", который проходил серию испытаний, был осмотрен самим царем-батюшкой (Николаем II). Ободренный благосклонным вниманием Иван Григорьевич Бубнов решил "ковать железо пока горячо" и 13 августа 1903 года (в тот же день) подал рапорт на имя вице-адмирала Авелана Ф.К., управляющего Морским министерством, за разрешением начать разработку чертежей подлодки большего водоизмещения, имеющей более мощное торпедное вооружение и скорость в надводном положении 14 узлов. Правда денег дали поначалу немного. Получив соответствующее разрешение 1 сентября 1903 года, ГУКиС спустя два дня выделил для проектирования 3000 рублей, но наряд на строительство пока не выдавали (за отсутствием кредитов).
Уже 23 октября 1903 года (вскоре после окончания испытаний "Дельфина") "Объяснительная записка к подводному миноносцу № 140", расчеты остойчивости, нагрузка масс и спецификация поступили на рассмотрение Кутейникова Н.Е. После рассмотрения документация поступила в Морской Технический комитет (МТК). Проект предусматривал:
Водоизмещение в 140 тонн, время погружения менее 5 минут; расчетный запас воздуха 12 часов; глубина погружения до 100 метров.
Максимальную скорость хода 14 узлов, дальность плаваний 12-узловым ходом 250 миль и 750 миль 9-узловым ходом. Лодка должна была иметь 3 двигателя: один (вспомогательный 50-сильный) работал на динамомашину для зарядки аккумуляторов. Двигательная установка подводных лодок проекта «Касатка» была спроектирована трёхвальной. Это было связано с тем, что отечественные проектировщики старались уйти от закупки разобщительных муфт (которые нужно было тоже покупать за рубежом. Проектом предполагалось, что центральный гребной винт вращается электромотором, а боковые винты — бензиновыми двигателями.
Два главных двигателя по 400 сил обеспечивали требуемую скорость надводного хода (изначально, планировали использовать те же двигатели фон Луцкого, но чуть большей мощности). Подводный ход обеспечивался 100-сильным двигателем и аккумуляторными батареями.
МТК 20 декабря 1903 год рассмотрел проект и тоже дал положительный отзыв. У нового судна в отличие от подводной лодки "Дельфин" отношение длины к ширине было увеличено до 9,8 (против 5,5). По мнению конструкторов это позволит достичь увеличения скорости в надводном положении (14 против 9 узлов). По результатам исследований в опытовом бассейне, проводившихся летом 1903 года, подводной части подлодки решили придать обводы, которые по форме близки надводному кораблю.
2 января 1904 года Балтийскому заводу был отдан заказ на строительство по предоставленному проекту головной лодки «Касатка». 24 февраля 1904 года были дозаказаны ещё 4 лодки, а 26 марта 1904 года была заказана последняя, шестая лодка, которая строилась на добровольные пожертвования, бо́льшая часть которых поступила из дворянского рода Шереметевых, и была названа в честь Бориса Шереметева, сподвижника Петра Первого.
При конструировании корпус использовался тот же принцип, что и для подводной лодки "Дельфин": среднюю часть на протяжении около 2/3 длины обшивали деревом (лиственница, два слоя), проконопачивали, красили и покрывали оцинкованным железом. Обшивка и стальной набор были рассчитаны на давление 10 атмосфер, что соответствовало глубине 100 метров.
Аккумуляторные батареи и электродвигатель выбрали такого же типа, что и для подлодки "Дельфин", и заказ на батареи передали фирме Фюльмена (64 батареи), а заказ на электродвигатели фирме "Сотер-Гарлэ"
В отличие от "Дельфина", для погружения вода в цистерны подавалась помпами (одна на каждую цистерну), что не очень хорошо сказалось на скорости погружения. Всплытие производилось продувкой цистерн.
24 июля 1904 года подводная лодка "Касатка" сошла на воду. В течение августа того же года на воду спустили еще пять подводных лодок: 8 августа – "Фельдмаршал граф Шереметев"; 14 августа - "Макрель"; 21 августа - "Скат", 26 августа - "Налим"; 31 августа - "Окунь".
Все было прекрасно в проекте, но...
Нужных бензиновых двигателей не нашлось. Балтийский завод провалил закупочную компанию. Морское министерство попыталось заказать в Англии шесть керосиновых 200-сильных двигателей, но сделка в нужные сроки не прошла, а потом Великобритания заняла "недружественную позицию".
Схему поменяли, и получился "полуфабрикат". Два боковых выхода гребных валов заглушили. Лодка приводилась в движение одним французским электромотором (мощность электродвигателя при 210 оборотах в минуту составляла 120 л.с.). Дабы обеспечить хотя бы минимальный ход, были установлены два динамо, которые "крутили" двигатели Panhard et Levassor (52cv/57 л.с.). В общем, "хотели как лучше, а вышло как всегда". В результате (естественно) изменилась компоновка и развесовка.
Подлодка "проваливалась" кормой. Как результат появился "поплавок" в корме. Кроме того, увеличили площадь горизонтальных рулей. В ходе испытаний выяснилось, что отсутствие у центрального входного люка рубки, предусмотренной проектом, заметно сказывается на мореходности. Были выявлены и другие недостатки: устройство заполнения дифферентных цистерн оказалось неудачным, при действии горизонтальными рулями возникали определенные трудности, перископы требовали доработки. В общем, проект пришлось доводить "на коленке"
Но времени уже не оставалось, и лодки отправились на Дальний Восток по железной дороге.
По состоянию на 1905 г. в отдельном отряде миноносцев (т.е. подводных лодок) числилось уже 9 единиц: «Касатка». «Скат», «Дельфин», «Налим», «Кефаль», «Сом», «Осетр», «Фельдмаршал граф Шереметев», «Форель». При отряде существовала мастерская. Особняком был указан десятый миноносец - «Кета». "Кета" («Кэта») представляла собой малую «полуподводную» лодку системы лейтенанта С. А. Яновича 2-го, существенно усовершенствовавшего лодку С. К. Джевецкого, которую было решено использовать для действий в Амурском лимане.
Стоп. А, "Форель", это что? Да и "Осетр" у нас не фигурировал. Это два отдельных, интересных "детектива", один с американскими, другой с немецкими корнями, но о них в следующей статье.