«У России слишком много ресурсов, надо их отобрать и поделить». Вы не поверите, но это очередная тема повестки отмены, раскручиваемая западными СМИ. Текстильные новости выясняли, чем грозят западные меньшинства, как готова ответить Россия и зачем Арктика Глобальному Югу.
«Ошибку со Шпицбергенем мы исправим и больше не повторим»
Небольшая справка важна для понимания, какие процессы начались в Арктике со стороны недругов, почему они всполошились, чего испугались и чего хотят. Поэтому крупными мазками – что такое Шпицберген и с чем его едят:
- Первые упоминания ~ 1 000 лет назад, несколько островов открыли поморы и назвали их Грумант.
- «Официально» был открыт экспедициями Виллема Баренца (картографом из бедной семьи), составившим карты и обнаружившими следы деятельности человека (кроме белых медведей и сурового климата).
- Перипетии и передряги можно почитать в многочисленных трудах, но в сухом остатке мы видим два главных момента.
Второе, что интереснее. С какого перепуга Баренц там оказался, причём с тремя дорогущими экспедициями? Ответ прост – разведывал Северный Морской Путь в Индию, в обход морских коридоров, контролируемых Испанией и Португалией (вокруг Африки), из-за чего цена доставки специй и прочего выросла в разы.
Ничего не напоминает этот исторический экскурс? Тогда сухой остаток:
- Архипелаг Шпицберген был открыт и осваивался поморами примерно за 600 – 700 лет до прибытия Баренца.
- «Открытие» совершила экспедиция из Голландии (извините, Нидерландов), и даже отправила посольство в Россию с благодарностью за спасение.
В 1596 году, Фёдор Иоаннович, (сын Ивана Грозного, ударившийся в богослужение и радевший за принятие «Брестской Унии»), не рассчитал «своего влияния», но до запятой выполнил волю Отца, Ивана Грозного. Отвечая хейтерам (мы максимально упрощаем), поставил в известность всех вокруг о том, что Россия самодостаточна, поругался со всеми церквями, и приложил к комментарию репост со списком заморских территорий. Образно говоря, «с головой ушёл в комменты своей социальной сети», которой тогда еще не было.
В разосланных списках Шпицберген отмечен на картах с названием «Святые русские острова».
В географии есть понятие «Приоритет». Кто первым встал, того и тапки. Многочисленные открытия наших предков мы видим на карте, и никто не отваживается этот приоритет оспаривать. Сейчас тем более, два года попыток западных коллективных меньшинств нам насолить многих отрезвили, особенно после того, как мнение Президента услышали обыватели США и Европы.
С юридической точки зрения, все права на Шпицберген должны принадлежать Нидерландам и России в рамках двусторонних соглашений. Но де-факто, владельцем архипелага стала (и пока является) Норвегия.
Это и назвали ошибкой, которую необходимо исправить, руководители нашей страны.
1. «Тихий» захват произошёл после окончания Первой мировой войны. Всем странам предлагалось БЕЗ Ограничений использовать архипелаг, с одной оговоркой: «Главным по Шпицбергену будет Норвегия, до момента, пока в СССР не появится единое Правительство, срок для этого – пять лет». Нейтральный статус и «пользование БЕЗ ограничений всем» стали основой для победы норвежской дипломатии, которую закрепили 10 подписавшихся стран (без СССР) в т.н. Шпицбергенском трактате 1920 года.
2. В 1925 окрепшая Норвегия официально провозгласила Шпицберген своей территорией, а СССР вернулся только после ВОВ. В 1947, резолюцией норвежского парламента были закреплены права нашего государства наряду с Норвегией, после чего статус острова не менялся.
К XIX веку времени китов перебили, поэтому Дания, Англия, Нидерланды и США проявляли вялотекущий интерес, однако с открытием крупного месторождения угля опять начали активничать вокруг острова.
Подвешенное равновесие сохранялось до распада СССР, после чего территория имевшая ранее статус terra nullius (ничейная земля), тихой сапой стала «норвегизироваться». В настоящее время виза для въезда по прежнему не нужна (гражданам 50 стран, подписавших конвенцию), россияне продолжают жить в Баренцбурге (число жителей 400 – 450), но!
На острове действует законодательство Норвегии, налоги платятся в Осло, под давлением экологической повестки запрещены строительство дорог (россиянам!), добыча угля (разведано 10 млрд. тонн), а территория постепенно становится «заповедником».
Кстати, на Шпицбергене расположены Арктический мировой архив и Всемирное хранилище семян (на случай глобальной катастрофы), экология действительно улучшилась, да и отношение к россиянам там нормальное, дружественное, однако есть нюанс.
Норвегия член НАТО и внезапно (с середины 2022) начались разговоры о создании на Шпицбергене арктической военной базы. Конфликтовать Россия не намерена, тем более позиции мы ослабили сами, в период 1991 – 2003 годов, но и военной базы там точно не будет.
Новость для норгов прозвучала как гром среди ясного неба, но в Вашингтонском обкоме развели руками и попросили пока подождать, поскольку они сейчас очень заняты.
Ледокольный флот, военные учения, исследование шельфа и сила – у России уже достаточно аргументов для отстаивания своих интересов
В эпоху позднего СССР полярным исследованиям уделяли много внимания но мало денег, престиж поддерживается и ладно, ученые вывозили на собственном энтузиазме. Пока Россия вставала на ноги учёные вывозили уже на героизме, иначе условия, в которых они работали было не назвать, и хорошо что теперь это достояние истории.
Но приоритеты начали меняться, как говорится, в свете новых вызовов, сегодня есть программа развития научных станций, в том числе международных (по аналогии с МКС).
Обновленная станция была готова к 2012, отложим в сторону стоимость строительства и годового обслуживания, сейчас есть проекты подешевле, что станет хорошим подспорьем для полярников. На 2023 у России на Крайнем Севере чуть больше 50-ти станций, увеличение количества пока затормозилось, в силу понятных причин, но в планах не менее сотни.
Модульный принцип для Арктики появился не на пустом месте, с 2007 Россия начинает строить арктические военные базы и «первенец» давался с трудом. От забастовок строителей до ошибок проектирования, уточнений из-за сурового климата, в общем было непросто. Закончили объект в 2015-2016, к концу 2019 полностью обустроили, по мнению экспертов, следующий аналогичный объект можно будет построить за 2 – 3 года и примерно во много раз дешевле. Помощником станет СМП, хотя несмотря на все танцы с бубнами шаманов от климатической повестки, он ещё не скоро будет свободен ото льдов круглый год.
Военные объекты России в этой части Арктики не роскошь или деньги на ветер. С 2016 года менёвры НАТО уверенно дрейфуют в сторону Шпицбергена, и это та самая «Красная линия», к которой подбирается коллективный Запад.
«Застрельщиком» очередной провокационной кампании выступает Великобритания (кто бы сомневался), решая две задачи. Первая – максимально затруднить эксплуатацию Северного Морского пути, вторая – вернуть себе право бесплатно ловить рыбу и осуществлять судоходство в российских территориальных водах. Причём из-за проблем с Суэцким каналом и Ближним Востоком, для европейских компаний СМП единственная альтернатива обходу Африки, но, если можно укусить Россию, о какой выгоде можно говорить?
Россия денонсировала соглашение 1956 года (чего так долго тянули?), и хотя англичане трубят, что убытков у них не будет, потери слишком ощутимы. Кроме доступной акватории, в рыболовстве работает механизм доступных квот вылова и Норвегия их повышать не собирается. Доля российской рыбы на рынках Англии оценивалась от 40 до 50% процентов, восполнять их «бесплатно» негде, так что бриты просто делают «хорошую мину при плохой игре». Ну и естественно уже обвиняют Москву в надуманном обострении отношений. Неясно что там обострять, отношений де-факто практически нет, так что им остаётся одно – провокации, в том числе с помощью военных учений.
В 2016-2017, когда США наращивали давление на Арктику, был момент, когда появление новых кабальных для России соглашений было весьма вероятно, но ситуация изменилась в корне.
Сейчас у нас быстро растущий ледокольный флот, военная база в болезненной для НАТО точке, без преувеличений эксклюзивная база данных полярных исследований.
С 2020, из-за пандемии, работа иностранных исследователей на российском севере сворачивалась, а с 2022 фактически полностью заглохла (мы про коллективный запад).
Главное, что всё это мы готовы использовать для защиты своих интересов, хотя надеемся, что до этого дела не дойдёт.
Объективная ситуация в мире пока благоприятна для России в плане защиты интересов в Арктике
Защищать есть от чего, это неполный список, того что уже декларируется:
- Точечные атаки на конкретные проекты, например, «Арктик СПГ 2» - «Мы отравим этот проект на корню» (с) Д. Байден. США уже давно могут только ломать, строить они разучились. Уже травят проект давлением на партнёров, санкциями и «климатической повесткой», так сказать – любым способом сохраним рынок СПГ для США;
- Давление на мировое сообщество с целью добиться от России «проявления доброй воли» - заморозить и ограничить освоение Арктики, пока коллективный Запад не продавит запрет на хозяйственную деятельность в этом регионе;
- Бойкоты, эмбарго и санкции в отношении компаний задействованных в освоении российского севера. Западу наплевать сколько потеряют инвесторы и компании, главное насолить России.
В начале 2023 возник фактор Китая. Да, пока мы друзья не разлей вода, но анонсированный в КНР свой путь освоения Арктики заставляет задуматься. Одно дело, если Китай пойдёт в проекты с нами по принципу «на двоих», освоение и прибыль. Но за спиной Пекина непростые отношения с США и начинающаяся нехватка ресурсов для поддержания темпов роста экономики.
Учитывая, что Китай не уточнил как он будет осуществлять экспансию в Арктике, не предпринимает шагов в поддержке СМП (в котором сильно заинтересован), и занимает выжидательную позицию, расслабляться нельзя. Особенно на фоне одобрения повестки парижского саммита «Одна планета – полярный мир», в котором участия Китай не принимал, но намёки на то, что «Арктика кузница климата» заставляют насторожиться.
Так что нам остаётся работать, не сбавлять обороты в освоения Крайнего Севера несмотря на сложности, и рассчитывать только на себя, ну и немного на здравый смысл Глобального Юга, который гегемон вполне может поманить каким-нибудь пряником.
P.S. Нам приходится подумывать о том, как выжить, и мы скажем искреннее спасибо за помощь с донатами на карты:
Сбер: 2202 2068 1145 1009
Тинькоф: 2200 7009 7709 2393
Не настаиваем, но будем очень благодарны, нам действительно нужна поддержка наших читателей именно сейчас.