Уходил от жены, но возвращался, перевернулся на тачанке и получил инвалидность, но снова взошел на Олимп: непростая судьба Евгения Матвеева
Регалии советского актёра и режиссёра театра и кино, Евгения Семёновича Матвеева сложно перечислить. Евгений Семёнович и лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, и лауреат государственной премии СССР (1978), и народный артист СССР, и обладатель двух орденов имени Ленина, и педагог актёрского мастерства, и общественный деятель.
Но судьба Матвеева всё-таки сыграла с выдающимся человеком злую шутку – находясь на вершине славы и почёта, он не просто упал – он рухнул с неё, став никому не нужным, уединённым и очень разочарованным человеком с ограниченными возможностями.
Впрочем, взял себя в руки и вновь начал восхождение на Олимп славы и почёта.
Безусловно – эта история жизни заслуживает отдельной экранизации. Но пока уважаемые «киношники» штампуют фильмы обо всём, что угодно, но только не о реальных людях и характерах, я возьму на себя обязательство одним из первых поведать вам об этой уникальной биографии.
Детство и юность
Будущая «глыба» советского кинематографа появился на свет в селе Новоукраинка 8 марта 1922-го года. Отец – Семён Матвеев, в ту пору числился обычным красноармейцем (а пора была ой какая непростая, учитывая всё ещё не закончившуюся Гражданскую войну). Мама – Надежда Коваленко и вовсе была крестьянкой без какого-либо образования.
Неизвестно, что произошло между красноармейцем и крестьянкой, но когда Евгению было всего 4 годика, отец оставил семью, отчего мама была вынуждена без чьей-либо помощи растить сына. Сказать что было трудно и голодно – это не сказать ничего. Но как-то справлялись.
С раннего детства Матвеев был приучен к самому разнообразному крестьянскому труду. Но Евгений тем и отличался от прочих сверстников, что как-то на интуитивном уровне стремился к прекрасному миру искусства. Может быть, потому в возрасте всего 8-ми лет в голову Евгения пришла страстная мечта – приобрести себе балалайку, которая по тем временам стоила весьма приличных денег. И приобрёл, практически всё лето проторговав арбузами.
Освоил игру самостоятельно по редким самоучителям. А когда освоил – стал незаменимым на деревенских танцах, поэтому вскоре односельчане в один голос начали убеждать Надежду, что у неё родился настоящий талант. Надежда же хоть и была необразованной, но глупой не была, отчего осуществила сложный и опасный переезд в Цюрупинск для того, чтобы подрастающий сын мог заниматься с педагогами и участвовать в самодеятельности.
Мама совершила настоящий подвиг, в одиночку подняв сына и обустроив ему все возможности для дальнейшего развития. И на это, как водится у молодых и дерзновенных, Евгений ответил чёрной неблагодарностью, так как, едва окончив 9 классов, прибился к труппе Херсонского театра и рванул в новый мир актёрского мастерства. Конечно, как покажет дальнейшая жизнь, такой риск был полностью оправдан. Но всё же… всё же…
Между тем, в Херсонском театре молодому парню начали давать первые роли преимущественно второго плана. И Евгений достаточно хорошо показал себя на театральной сцене, отчего педагог и режиссёр Херсонского театра Александр Довженко посоветовал юноше не зарывать талант в землю, а отправиться в Киев для дальнейшего развития.
Матвеев послушал авторитетного человека, после чего в 1939 отправился в столицу Украинской ССР. Поступил только на следующий год. И снова неудача. Ректорат объявил о том, что курсы актёрского мастерства отныне платные. А так как у Евгения не было и гроша за душой, то его и ещё несколько человек элементарно отчислили. Но тут на помощь снова пришёл Довженко, взяв на себя финансовые обязательства по обучению юного дарования. И именно из-за этой людской доброты Евгений получил свой второй шанс.
Конечно же, с учётом времени завершить обучение так и не удалось – в 1941-м году юношу взяли в ряды Красной Армии для борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Да и сам Евгений Семёнович этому не сопротивлялся – рвался мстить за свою Советскую Родину. Но вместо того, чтобы отправить на фронт, военкомат отправил смышлёного Матвеева в военно-пехотное училище города Тюмень. И так как с кадрами было туго, а Евгений Семёнович был талантлив во всём, его там и оставили в качестве преподавателя. И именно в Тюмени он демобилизовался в 1946-м году.
Может и к лучшему – ВОВ забрала огромное количество талантливых людей и юных дарований. И если бы Евгений Семёнович попал на фронт, то ещё неизвестно, как бы сложилась его судьба и чего бы лишился Советский Союз.
В Тюмени Матвеев и остался влившись в труппу драматического театра этого города.
Взлёт карьеры и любовь всей жизни
После ВОВ вся страна верила в лучшее. Именно поэтому смело творили, влюблялись, делали детей. Как отражение всеобщего подъёма и воодушевления, в жизнь Евгения вошла тюменская девушка Лидия – певица и любовь всей его жизни. Молодые люди сразу влюбились друг в друга, но на этом пути присутствовали очень серьёзные препятствия: Евгений был не свободен и состоял в отношениях, а у Лидии был официальный жених. Дошло до того, что психанула мама Лидии и поставила ультиматум – разорвать этот порочный «четырёхугольник любви». И тогда 21-летняя снова-невеста и 25-летний жених наконец-то скрепили свою жизнь узами брака в 1946-м году.
Всего год спустя появилась дочка Светлана. А уже в 1948-м году семья отправилась в Новосибирск, куда пригласили играть актёра, набирающего известность. И ради такого переезда Лидия была вынуждена прервать свою карьеру в городе Тюмени, которая к тому времени была на взлёте.
В 1951-м году Матвеев находился на гастролях в Ленинграде, где его снова заметили и пригласили уже в Малый театр города Москвы. И там нашёл себя не только актёр, но и певица, которую позвали в хор Большого театра. А уже в 1957-м году у пары появился сын Андрей, как отражение завоёванного благополучия семьи.
Кинематограф
Театр… это театр – искусство для очень тонких ценителей. Кинематограф же – более массовое явление.
В 50-е годы советский кинематограф переживал второе рождение. И именно туда Евгений Семёнович, как опытный актёр, попал достаточно поздно – уже после 30 лет. Роли доставались соответствующие – волевых, сильных, решительных мужчин. А так как звали сниматься много и часто, то совсем скоро Матвеева стали узнавать на улицах. Актёр понял, что такое самая широкая популярность актёра кино.
Но настоящий прорыв в выбранном пути – роль Макара Нагульного в экранизированном романе Михаила Шолохова «Поднятая целина». Именно после этого фильма узнаваемость и популярность Евгения Семёновича стала всесоюзной.
Тогда у Евгения появилась просто армия поклонников и поклонниц. И именно поклонницы стали настоящим расстройством для Лидии, ибо муж, который был очень падок на женские прелести, пользуясь своей популярностью, начал крутить просто бесконечные романы.
Кончилось ожидаемо: во время съёмок фильма «Родная кровь» в 1963-м году, Евгений Семёнович без памяти влюбился в Ольгу Хорькову, о чём честно признался жене. И Лидия поступила достаточно мудро, без скандалов собрала супругу вещи и поставила ему условие – у него ровно год определиться с тем, кто реально дорог. И именно во время своего короткого холостяцкого этапа жизни на квартире у друга, Матвеев осознал всё и стал писать длинные, слёзные письма с просьбами вернуть его домой. И Лидия вернула, так как всегда следовала тому, что сказала: муж определился – значит, снова вхож в семью. А сам муж больше во всяких «шашнях» замечен не был – одумался.
Трагический случай
Во время театрализованного представления в городе Минусинск, Евгений Семёнович сел в тачанку, запряжённую милицейскими лошадьми. Но лошади были непривычны к крикам толпы, отчего понеслись по улице, перевернули тачанку, а сам Матвеев получил тяжёлую травму позвоночника.
Эта травма на долгое время приковала актёра к постели. Чтобы всё хотя бы худо-бедно срослось, Матвеева заточили в специальный корсет, который обездвиживал верхнюю часть тела практически полностью. Именно так в жизнь ворвалась инвалидность.
Но Матвеев был глыбой. И, лишившись актёрской карьеры, он немедленно стал приобретать новую профессию – профессию режиссёра.
Едва встав на ноги, Евгений Семёнович без достаточного опыта и финансирования взялся за экранизацию повести «Цыган», работу над которым закончил в 1967-м году. И да – фильмов «Цыган» вышло два. Второй – в 1979-м году. И в первом сам Матвеев исполнил роль Будулая. А в 1979-м году, повторяя успех первого фильма – Михай Волонтир.
Вскоре, воспрянувшего Матвеева сделали Секретарём правления союза кинематографистов. А в 1986-м году последовал новый удар – на V съезде молодые режиссёры подняли бунт против представителей старой школы, что очень сильно неприятно поразило Евгения Семёновича до глубины души.
В «новом мире» Евгений Семёнович ещё сопротивлялся бездарному российскому кино. Именно под его контролем выходили светлые, хорошие киноленты. Например, серия фильмов «Любить по-русски». И это на фоне того, что тогда творилось в кинематографе!
Но годы брали своё. И 1 июня 2003 года, на 82-м году жизни, великого Мэтра советского кино – Евгения Семёновича Матвеева не стало. И вместе с ним ушла настоящая эпоха.