Найти тему
CatGeek

Пришла пора вспомнить о прекрасном Frostpunk

Суть этой нашумевшей игры, наверное, известна всем. Сеттинг я бы определил как постапокалиптический стимпанк — по сюжету, викторианская Англия замерзает после серии катаклизмов, ведущую роль в которых играют извержения вулканов (как позже окажется — нет). Группа беженцев из Лондона перебирается в места не столь далёкие и богатые полезными ископаемыми (если вы понимаете, о чём я), устанавливает драгоценный реактор и пытается выжить. В качестве противников — холод, голод и покой. Чтобы обогревать жильё, нужно добывать уголь, для этого придётся строить добывающие посты и шахты, а для этого, в свою очередь, понадобятся дерево и металл. Но главный ресурс — это люди, которые так и норовят замёрзнуть от холода на рабочем месте или помереть от голода. И всё это мелочи, ведь главный враг — надвигающаяся буря, которая опустит температуру в регионе до экстремально низких цифр. Буря неумолимо надвигается, подготовиться к ней в срок очень трудно. А тут ещё беженцы из других городов подтягиваются…

Пикантности происходящему придаёт вечное недовольство жителей, которые периодически впадают в отчаяние от происходящего. Ввиду этого скоро возникает необходимость контролировать толпу, и тогда перед игроком встаёт выбор между двумя типами управления — в основу одного положена религия, в основу другого — строгий порядок.

-2

Внутренние и внешние проблемы заставляют постоянно искать баланс. Даже продвинувшись довольно далеко, можно легко его потерять. Чем больше строите нужных зданий, чем больше их утепляете или улучшаете в других аспектах — тем больше нужно угля на обогрев. Чем больше появляется людей, тем больше нужно еды. Будь у города время, со всеми этими проблемами разобраться было бы несложно, но все возникающие проблемы нужно решать быстро, иначе можно упустить эскалацию конфликта, который закончится вашим свержением и изгнанием. Или же можно справиться со своим народом, но остаться беззащитным перед чудовищными, неумолимыми силами природы.

Геймплей действительно интересен, а сценаристы не дают заскучать. Генератор, основной источник тепла в городе, поначалу дан игроку в зачаточной стадии. Его придётся улучшать, чтобы народ не помёрз. Города сперва как такового тоже нет — жители ютятся в палатках (самый дешёвый и холодный вариант жилища) и добывают еду на охоте. Правда, и условия в начале игры не злобствуют: температура на улице, например, совсем детская — каких-то -30 по Цельсию. Со временем город разрастается, жителей прибывает, генератор становится всё мощнее, но природа продолжает бросать игроку вызовы, температура опускается всё ниже и ниже.

-3

На одном из скринов показан температурный режим — позволяет игроку видеть, насколько хорошо прогреты те или иные части города. Обратите внимание на температуру — это на пике бури. Никто не работает, все сидят по домам, и всё равно замерзают насмерть. Генератор пашет не просто на максимуме — включен форсаж, который жрёт много угля и при длительном использовании ведёт к поломке. И всё равно этого недостаточно. Значок снежинки на карте — это те постройки, в которых температура ниже минимально допустимой для существования. Крестик в красном кружочке внизу показывает количество заболевших — внизу количество тяжело заболевших (16, эти останутся инвалидами, если выживут — тяжёлые отморожения руки и ног), выше — количество легко заболевших (180, при адекватном лечении выздоравливают и возвращаются к работе). Это, кстати, моё второе, более вдумчивое прохождение. В первый раз количество больных было в несколько раз больше, а умерших просто не успевали хоронить.

Чтобы выживать, нужно не только собирать ресурсы, но и развиваться. У древа технологий в игре есть четыре вкладки — на одном из скринов ниже открыта вкладка ресурсодобывающих построек. Исследования сами по себе недёшевы, и чем выше ранг исследования, тем больше ресурсов он требует. Дороже с каждым новым уровнем становятся и строения.

-4

Помимо прочего, у игрока есть возможность принимать законы, которые будут иметь свои хорошие и плохие последствия, а также отправлять разведчиков исследовать регион. Например, в покинутые города или лагеря, информацию о которых мы будем получать в том числе от новоприбывших. Кроме того, время от времени возникают ситуации, которые надо решать здесь и сейчас. Например, волны беженцев. Как с ними поступить? Например, пришло 60 беженцев, но 50 из них больны, и только 10 могут работать. Стоят ли принципы гуманизма лишних ртов? Часть из них может поправиться, если у города достаточно больничных коек, и тогда они принесут пользу. Если же они не поправятся, это будет обуза, которая повысит риск неблагоприятного исхода. Помимо взрослого трудоспособного населения игра учитывает детей (их можно отправлять на учёбу или на работы), а также инвалидов, ведь люди получают травмы и обморожения на производстве. Инвалидность, кстати, тоже не приговор — при достаточном уровне развития можно снабжать людей протезами, с которыми те вернутся в строй наравне со здоровыми. В противном же случае они ничем помочь не могут.

-5

На одном из скринов показан текстовый квест с обнаружением кучки детей, укрывшихся в пещерах с припасами. Варианты, опять же, разные — можно сохранить детям жизнь, а можно забрать у них ресурсы и бросить на голодную смерть. Аморальность подобных выборов зашкаливает, но они вполне доступны.

Но что меня, не фаната экономических (да и любых других стратегий) подкупило, это кожей ощутимая угроза, от которой кровь стынет в жилах. Впервые встретив главную угрозу, бурю, в конце, я сидел с отвисшей челюстью. Никогда не думал, что от стратегии у меня мурашки табунами по коже бегать будут. С каждым игровым днём в твоём распоряжении остаётся всё меньше инструментов управления, всё меньше возможностей повлиять на ситуацию… а ситуация становится всё хуже, хуже и хуже!

-6

Особенно помогает проникнуться великолепный оркестровый саундтрек — драматизма он нагнетает не хуже сюжета. За него отвечает Piotr Musial, который ранее написал музыку для This War of Mine. Лучшая тема, на мой взгляд, та, что играет с приходом бури – The City Must Survive. Финал вышел мощный. Едва оправившись, я начал основную кампанию заново, постаравшись избежать прежних ошибок — и это получилось, но я-то знаю, что настоящий финал был в тот, первый раз, именно так я встретил опасность… и именно столько людей остались в живых.

-7

Основная сюжетная кампания вышла в 2018 году. Помимо неё есть ещё несколько, но они короче и не такие выразительные, хотя и интересные. Где-то геймплей стараются разнообразить, где-то он почти неотличим от оригинальной кампании. В 2020 году вышло крупное дополнение The Last Autumn, своего рода приквел.в котором мир ещё не настигла глобальная катастрофа. Отзывы он сперва получил смешанные, многие механики показались игрокам спорными. На данный момент на страничке в стиме отзывы «В основном положительные». Однако это было не совсем то продолжение, которого ждали игроки. К счастью, 11 bit studios решила не забрасывать сеттинг, и в 2021 году порадовала анонсом полноценной второй части. Однако первые тизеры были не информативны – ясно было, что вместо угля теперь будет нефть, что цивилизация перешла на следующий этап развития, но и только. Лишь в начале 2024 появился первый геймплейный трейлер, где продемонстрировали социальные аспекты игры и обновлённую графику. Не очень подробно показали, но хоть что-то. Игра ожидается в первой половине этого года, но точной даты пока нет.

-8

В целом Frostpunk заставляет проникнуться, сопереживать каждому из трудящихся там, в снегах, людей. Они воспринимаются не как глупые болванчики, а как герои, замерзающие за работой для того, чтобы их дети остались в тепле. Наверное, это сравнение покажется нелепым, но именно так, мне кажется, нужно рассказывать о войне (хоть тут и не война) — чтобы игрок/зритель понимал, что такое трудовой подвиг, как важно держаться друг за друга и как непросто порой сделать правильный выбор.

Мнение со стороны:

Этот проект — отличный пример того, что "если мораль зашили прямо в игровую механику, то почти наверняка она будет работать криво. Например, за прямо тоталитарный режим пожурят надписью на весь экран и драматической музыкой, смерти от переработки, равно как и просто длинные смены, упомянут на полсекунды маленькой полупрозрачной надписью среди десятка других, а вот обманом послать ребёнка чинить домну изнутри вообще не порицаемо."

Самое интересное, что большая часть описанных в игре мер была абсолютно привычной и стандартной для чрезвычайных ситуаций.
-9

Автор текста: Михаил Гречанников

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.