С 2009 года моя жизнь изменилась, повернула в ту сторону, где я никак не ожидала быть.
У мамы случился инсульт, парализовало левую сторону. Никто из нас, из всей родни и друзей не знал как поступить в данном случае, что делать и куда обращаться.
Конечно, была"Скорая помощь", которая предложила по поводу лечения договариваться с врачами местной поликлиники или положить в больницу, где ясно, что не будет индивидуального ухода.
Я оставила маму дома. Рассчиталась с работы. Моим занятием на следующие семь лет был присмотр за лежачим больным, у которого впоследствии наступила деменция.
Надо сказать, что никто бы не пришёл и не справился о состоянии мамы, если бы я постоянно не наведывалась к терапевту с кучей вопросов и слезами от бессилия. Потому что 24 часа в сутки нужно было быть рядом с мамой. Она сама была в шоке от неподвижности, беспомощности и непонимания ситуации. Крики, визги, метания по постели, желание встать, путаница в мыслях - это только начало.
Первые две недели приходили работники поликлиники. Брали анализы, ставили уколы, выписали таблетки. Всё. Никаких советов, которые бы пригодились в уходе.
Я сама додумывала об "утке", памперсах, впитывающих пеленках. Подобрала лучший вариант одежды для мамы, поняла как удобнее застилать постель. Муж смастерил сплошную перекладину с замком на кровать, чтобы не упасть, потому что мама постоянно пыталась встать и уйти домой. Первое время говорить с ней было бесполезно. Почти три года. Да, кошмар с криками и даже попытками укусить, ударить, исцарапать продолжался довольно долго.
Я делала маме ежедневный массаж, подкладывала самодельные валики, чтобы она не ложилась на спину. Перебрала кучу разных согревающих и обезболивающих мазей; следила, чтобы не было покраснений и пролежней на ягодицах и других частях тела.
Никто не учил, не рассказывал. Бегала, пока мама спала, в поликлинику, выспрашивала, что и как.
Случайно с медсестрой зашёл разговор о группе инвалидности. Оказывается, маме была положена 1 группа. В сентябре она заболела, только в феврале я об этом узнала.
Подняла всех, звонила, уточняла, тормошила - дали. Заочно, пожизненно.
Опять же, об оформлении ухода за такими больными меня никто в известность не поставил. Хорошо, что есть добрые люди. Кто-то где-то слышал, заикнулся в разговоре. Я ухватилась за информацию, вновь пошла по инстанциям. Собрала нужные документы, справки, оформилась в ПФ и стала получать пособие. Пусть смешное, копеечное, зато мне официально пошел стаж.
Не буду сейчас писать о тяжести ухода. Скажу одно- никому не желаю подобного. Видеть самого близкого, но беспомощного человека, маму, которая не узнает, не понимает и уже никогда не поправится - глубокая печаль и душевная боль, что нужно прятать глубоко от всех. Потому что, ой, как пригодятся силы и терпение. Поняла: кроме меня никто не будет рядом всю оставшуюся ей жизнь.
Был ещё один момент за эти семь лет- оформление опекунства. Далеко не все знают об этой процедуре и тягомотине. Нас не коснулось, если бы не пришлось собирать документы для получения жилья взамен ветхих бараков. Нужно было право подписи, для чего пришлось лишать маму дееспособности. Это делается по заключению психиатра через суд. Было выездное заседание. Потом я должна пройти полное обследование здоровья, почти как космонавт. Опять куча справок, разрешений, заявлений. Пара месяцев точно ушла.
В итоге я стала опекуном, который должен периодически отчитываться за использование пенсии мамы. Кто не в курсе: опекунство над родителями в отличие от опекунства над детьми безвозмездно, то есть бесплатно.
По этому поводу я впервые повздорила в отделе соцзащиты. Почему я обязана отчитываться за пенсию мамы - деньги, выплачиваемые государством за годы труда? Я оформлена по уходу с условием, что не буду нигде работать и не встану на биржу труда, получая пособие. То есть практически мы вдвоем станем жить на мамину пенсию. Не знаю, как сейчас, но в те годы сумма не тянула на двойной прожиточный минимум. Раз опекунство бесплатное, почему с меня требуют отчётности?
В итоге никакие бланки- отчёты я не сдавала и чеки не собирала. Выходит, что это простая, не особо нужная формальность.
Почему стараюсь подробно писать о пройденном? Знаю, что люди попадают в похожие ситуации. Не только с больными, лежачими или инвалидами. У многих беспомощные пожилые родители, которые элементарно не могут себя обслужить или приготовить еду.
Кстати, не всем разъясняют о положенном соцработнике или бесплатных средствах гигиены и санитарно- технических приспособлений, которые выдаются по заключению МСЭ. Случайно узнают от знакомых, в больничных коридорах или очереди в организациях.
Так, например, получилось с моими подопечными старичками, за которыми я осуществляю уход в настоящее время. Они считают меня сиделкой, хотя это не точное определение моего занятия, как и соцработник.
Дедушке, инвалиду первой группы по забывчивости или невнимательности не вписали в программу положенные впитывающие пеленки. Я случайно узнала и пошла по инстанциям, начиная от звонка терапевту до подачи заявления в областную МСЭ.
Всё оформили как положено, но с выдачей затянули на несколько месяцев.
Удивляет отношение к нашим самым нуждающимся людям: пенсионерам, инвалидам, больным и беспомощным. Ни объяснений, ни особого внимания, ни чуткости и уважения.
Догадайся сам. Узнай, если можешь. Избей пороги, собирая кипу бумаг. Найди сиделку, разузнай о новых методах ухода СДУ или частных пансионатах.
Если можешь. Что делать больным старикам, вынужденным сидеть в четырех стенах в неведении и одиночестве? Кто позаботится о них?
Хотя знаю несколько случаев, когда при наличии родственников инвалиды заживо гнили, лёжа в постели или умирали от голода в ожидании приезда родных.
Не хочу думать и говорить об этом, извините. Позор нелюдям.
Всем терпения.
Пишите мне, будем общаться.)