Когда речь идет о затонувших кораблях, представляются романтические морские пейзажи и живописные обломки судна, которое раньше гордо бороздило моря и океаны. Но бывают и исключительные случаи: затонувший в XIX веке пароход «Аравия» обнаружили не на дне морском, а под кукурузным полем, причем многие из предметов обихода, найденные на корабле, остались в целости и сохранности. В чем секрет потерянной сокровищницы?
Миссурийский «Титаник»
Пароход «Аравия» (англ. Arabia) был построен в 1853 году на верфи Pringle Boat-Building Company под Питтсбургом. Сначала судно ходило по рекам Огайо и Миссисипи, пока в 1855-м его не продали новому владельцу — капитану Джону Шоу, который перебазировал его в Миссури.
Судоходство на этой реке было очень выгодным занятием: на «Аравии» массово перемещались переселенцы, коммивояжеры, контрабандисты. Кроме того, в Канзасе на тот момент разгорелась гражданская война, и речным транспортом охотно пользовались солдаты федеральных войск.
Сезон 1856 года не задался для «Аравии» с самого начала. В марте пароход налетел на бревно и едва не утонул, но вскоре снова вернулся в строй. С начала весны до конца августа корабль совершил 14 рейсов. Но сентябрьская поездка стала для него последней.
В сентябре 1856 года пароход «Аравия» вышел из порта в городе Канзас и направился вверх по реке Миссури. На борту находилось 130 пассажиров и около 200 т строительных материалов — для 16 новых городов, которые возводились в степи. Корабль был технологическим новшеством и считался одним из самых быстрых и маневренных для своего времени. Впрочем, «Титаник» тоже превозносили, но это не уберегло его от трагической гибели.
Река Миссури была, мягко говоря, сложной для судоходства:
«Вся широкая поверхность реки почернела от плывущих сухих коряг, сломанных сучьев и огромных деревьев, подмытых и снесенных водой. Даже днем требовалась безукоризненная точность, чтобы пробираться среди этого стремительного сплава; а ночью трудности предельно возрастали. То и дело какое-нибудь огромное бревно, плывущее глубоко под водой, внезапно выныривало прямо перед нашим килем. Пытаться обойти его было бесполезно: в нашей власти было только стопорить машины, и колесо с ужасающим грохотом ползло по бревну, а пароход давал такой крен, что у пассажиров душа уходила в пятки. Иногда мы с треском наталкивались на такое затонувшее бревно, наталкивались на полном ходу самой серединой днища, — и пароход так трещал, что казалось, будто мы сшиблись с целым материком…» — Марк Твен «Жизнь на Миссисипи».
Кроме того, что «Аравии» приходилось маневрировать среди коряг и мусора, в глаза рулевому светило ослепительное солнце. Он плохо видел дорогу, и пароход на полной скорости налетел на ствол орехового дерева. Борт судна толщиной в 76 мм пробило насквозь, и бревно застряло в пробоине, выступая метра на 3.
Вода начала поступать не сразу, а потому пассажиры успели сесть на шлюпки и покинуть тонущий корабль. Единственной жертвой кораблекрушения стал мул, привязанный к лесопильному оборудованию.
Пароход вскоре затонул, но глубина в том месте оказалась небольшая, и верхняя часть судна вздымалась над водой.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Заброшенный корабль
Спасать «Аравию» никто не собирался. Страховые компании решили, что смысла в этом нет, а местные жители, как сообщали газеты, втихаря подворовывали то, до чего могли дотянуться. В частности, говорилось о бочках с алкоголем и ящиках с посудой.
А потом стихия всё же взяла свое, и корабль погрузился под воду. Так прошли годы, и о затонувшем пароходе почти не вспоминали. Пока не появился энтузиаст-кладоискатель Дэвид Хоули. Он вложил немало средств и сил, чтобы найти «Аравию»: металлоискатели, газетные вырезки, геологические карты, материалы аэрофотосъемки. И вот, в 1987 году, исследователь заявил, что нашел корабль — со дня крушения прошло более 130 лет.
Любопытно, что пароход оказался не на дне Миссури, а на глубине 10 метров под землей, а если точнее, под кукурузным полем.
«С помощью бульдозеров, экскаваторов, буровых машин и 100-тонного крана "Арабию" откопали за несколько недель (при этом пришлось откачать десятки тысяч литров грунтовых вод). Учитывая то, что пароход был погребен под многометровым слоем земли, отсутствие воздуха привело к тому, что его груз оказался практически неповрежденным: консервы в банках были по-прежнему съедобными. Эти артефакты в настоящее время можно увидеть в частном музее "Арабии" в центре Канзас-сити (штат Миссури)» — Novate.ru.
Пароход был настоящей сокровищницей музейных экспонатов: одежда, головные уборы, более 4000 пар обуви из натуральной кожи, бочонки с элем, французские духи, касторовое масло, мускатный орех, очки, портсигары и многое другое. Поразительно, что вся эта роскошь практически не пострадала.
Теперь о главном: как корабль очутился под землей?
В конце XIX века русло Миссури сместилось к востоку, и место крушения стало покрываться слоями речных наносов. Прошли еще десятки лет, и там начали заниматься сельским хозяйством, образовалось кукурузное поле.
И если бы не упорство Дэвида Хоули, кто знает, сколько бы еще пароход оставался бы под землей.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERА