Найти в Дзене
Россия — это я

69 лет назад мы решили, откуда полетим в космос

Одной из главных заслуг СССР с точки зрения союзных республик было, как сейчас сказали бы, умение распределять инвестиции в целях выравнивания уровня развития территорий. Именно так появились новые заводы в Прибалтике и Закавказье, началась добыча нефти и газа в Туркмении. Так же появился и космодром Байконур, решение о строительстве которого было принято ЦК КПСС и Советом министров СССР 12 февраля 1955 года.

Назначение этого объекта было двойным. Здесь должны были испытывать боевые ракеты и проводить исследования в области космической техники. Тогда ничего подобного в нашей стране не было. А уж если взять научные ресурсы Казахской ССР, то и подавно. Байконур строили в чистом поле. Не было ни опыта, ни элементарных бытовых условий. При этом сроки устанавливались максимально сжатые, требования к качеству и долговечности конструкций — высочайшие. Однако в авангарде этих работ стояли фронтовики, которых уже ничем нельзя было напугать или остановить. Так что они совершили новый подвиг, который в конечном счете повлиял на историю всего человечества. В итоге уже к маю 1957 года комплекс оказался пригоден к запуску межконтинентальных баллистических ракет, а после 4 октября стал главной площадкой для полетов в космос.



С тех пор многое изменилось. Рядом вырос 80-тысячный Байконур. Он процветает благодаря России. В 1994-м был подписан договор аренды на 20 лет этого моногорода и земли, на которой расположены космические объекты. В 2004-м его продлили до 2050 года. Россия отстроила здесь для местных жителей новую инфраструктуру и поддерживает ее в отличном состоянии. Даже несмотря на то, что теперь большинство горожан — казахи, часть которых самовольно заняли дома теперь уже иностранных специалистов, когда те уволились в начале 1990-х.

А в Казахстане все меньше стесняются собственной наглости. Есть соглашение, которое не подлежит одностороннему пересмотру. Тем не менее в руководстве страны часто говорят, что договор устарел и «возможна отмена аренды всего космодрома и города Байконур целиком и переход к более мелким видам арендования». Если смотреть на такие настроения поверхностно, то они кажутся как минимум недальновидными. Байконур — моногород, который без России не проживет и года. Специалисты уедут, а местные жители потеряют работу. Не будет и вложений в инфраструктуру.

Однако все не так просто. Есть версия, что после 2050 года вместо нас на космодром пустят Европейское и Израильское космические агентства. И некоторым не хотелось бы так долго ждать. Вот только уйдет ли Россия на таких условиях оттуда с пустыми руками? Вероятно, вместо объектов космической инфраструктуры новые хозяева увидят ту же картину, что и советские военные строители в 1955-м.

Тимофей Белов специально для канала «Россия — это я».

Друзья, не забывайте ставить лайки и подписываться на Россия — это я.