Библейское формирование личности преподобного Иустина (Поповича)
Преподобный Иустин родился и умер в один и тот же день [1]. В связи с этим, его имя до принятия монашества было связанно с Благовещением Пресвятой Богородицы, началом спасения человеческого рода, и откровением предвечной тайны. Мальчика назвали именем Благое, что переводится как Благая весть или Евангелие. Он стал известен в Православной Церкви как святой, экзегет, богослов и проповедник Благой Вести [2].
Священное Писание для преподобного Иустина с четырнадцати лет до конца жизни стало ежедневной пищей и фундаментом его богословских и аскетических представлений [3].
Первые экзегетические заметки на послания святого апостола Павла и Евангелие Благое (Поповича) относятся к 1915 году, когда во время Первой мировой войны он работал военным санитаром в госпитале г. Ниш. В 1916 году он принимает монашество с именем Иустин и после года учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии из-за революционной ситуации в России переезжает в Англию, где проходит обучение в Оксфорде, после чего преподаёт в разных семинариях. В это время он называет весь Новый Завет — Евангелием, иногда всю Библию — Благой Вестью, а послания святого апостола Павла — вторым Евангелием по хронологии [4].
Характер экзегезы Священного Писания преподобного Иустина Нового
В 1922 году приняв священный сан, преподобный Иустин стал преподавать экзегетику Нового Завета в семинарии в Сремских Карловцах. Целью преподавания библейских дисциплин для святого Иустина в первою очередь являлось: «возбудить в учениках заботу о непрестанном поиске Царства Небесного (Мк 10:17)» [5]. Поэтому характер экзегезы преподобного не определяется исключительно разъяснением исагогических вопросов или подробным филологическим разбором Священного текста. Можно сказать, что основной метод толкования Священного Писания для преподобного — тропология [6].
В этом он следует Святым отцам, которые выделяли несколько уровней понимания Библии [7]. При этом, исследуя исторический уровень, включающий филологический разбор текста, исагогические вопросы, преподобный Иустин, следуя святоотеческим толкованиям переходит затем в область аллегории и тропологии. При этом нравственные выводы из Библейского текста для него самого были зеркалом, в котором он пристально рассматривал самого себя и сверял всё происходящее в его жизни. Так, например, на предложение принять епископский сан в 1931 году он по смирению отвечал, что всматриваясь в себя сквозь зеркало Евангелия, пришёл к окончательном решению, что ни в коем случае не примет епископский сан, поскольку не обладает основными качествами епископа [8].
Другой метод в экзегетики Священного Писания преподобного Иустина представлял собой богословско-философский концепт православного гуманизма, который был противоположен гуманизму человеческому. В этом смысле он был продолжателем «Саввославия» — сербского православия. Православный гуманизм для преподобного Иустина (Поповича) — это Истинное Человечество и Человечность Богочеловека Иисуса Христа. Умирая, преподобный говорил, что за всю жизнь он встретил только одного Истинного Человека — Господа Спасителя!
Поэтому Христоцентричность толкования Священного Писания представляет следующую основную черту экзегезы преподобного Иустина. Какое бы место Писания преподобный не исследовал, он говорил о Логосе по преимуществу.
«Жизнь с апостолом Павлом»
Апостол языков был для преподобного Иустина, можно сказать, духовным наставником и наиболее цитируемым автором. Например, в третьем томе Догматики семьдесят два процента от цитируемого Священного текста приходится на долю посланий святого апостола Павла. Полное толкование преподобным корпуса посланий апостола Павла получило название «Жизнь с апостолом Павлом».
В толковании на первое послание к Коринфянам преподобный Иустин объясняет свою причину столь частого и глубокого обращения к писаниям святого апостола: «Апостол Павел выражает всю трагедию человеческого бытия в этом мире, будучи распятым между самым дном ада и третьим небом» [9].
Опираясь на святого апостола Павла, преподобный Иустин Новый Челийский особенно исследует «Тайну Христа», заключающуюся в воплощении Логоса и обожении человеческой природы.
Приведённое нами и переведённое на русский язык толкование послания к Филиппийцам святого апостола Павла было закончено, согласно рукописи самого преподобного Иустина, 13 июля по ст. ст./ 26 июля по н. ст. 1945 года на праздник святого Архистратига Гавриила. А в конце 1945 или в начале 1946 года преподобный Иустин был взят под стражу. Секретная служба, действующая по распоряжению коммунистического правительства Югославии грубо прервала литургию, которую совершал преподобный в монастыре в честь Успения Божией Матери в Суково, недалеко от Сербско-Болгарской границы. Комнату преподобного обыскали, вскрыли сохранившиеся пасхальные яйца в поисках секретных сообщений. Преподобного Иустина пытали пятнадцать дней и перевели затем в Белград [10].
«Чудо беспримерного смирения и человеколюбия»: толкование преподобным Иустином Новым христологического гимна из послания к Филиппийцам (Флп 2:6–11)[11]
2,6 Бог и Господь Христос унизил Себя до Человека, да и Сам стал Человеком, дабы люди могли мыслить то, что было во Христе Иисусе, и жить достойно Бога. Бог стал Человеком, чтобы и человек сделался Богом, как о том предпочтительно говорили Святые отцы. Или Бог очеловечился, чтобы человек обожился. Ставши Человеком, Господь Христос и далее оставался Богом, потому то говоря словами духоносного апостола: будучи образом Божиим (Флп 2:6). Быть в «образе Бога» и значит быть Богом. Такое же богомудрое толкование Святых отцов: хотя Бог, но стал Человек, Христос Сам ничего не похитил, чтобы быть равен с Богом (Флп 2:6), но жил Он смиренно как никто другой. Бог Логос есть по природе Бог. Будучи в образе Бога, Он Сам ничего не похитил[12] (Флп 2:6), чтобы быть равен с Богом поскольку по природе имеет это равенство. Живший на Земле в несказанной смиренности, вочеловечившийся Бог Логос тем показал, что смирение — путь новой жизни, жизни которой живёт вополощённый Бог и все Его истинные последователи. Смирение — это самое очевидное во Христе Иисусе (Флп 2:5).
2,7 Ставши человеком, Бог Логос, без сомнения, бескрайне унизил Себя (Флп 2:7) (ἑαυτὸν ἐκένωσεν = опустошил (истощил) Себя), поэтому просто невероятно как Он и дальше мог постоянно оставаться Богом, пребывая в малюсеньком и ничтожном существе человеческом. Ибо по Самой Своей природе человек несравнимо меньше и ниже Бога существом. Кроме того, человек природу свою грехом и смертью настолько опустил, настолько испоганил, что только бескрайнее человеколюбие могло побудить Бога стать Человеком. Тоже смирение и унижение, которому нет подобия, тем более равенства. Чтобы Бог стал Человеком — это великое, несказанное, невыразимое смирение, унижение. Большего унижения Бог не мог выбрать для Себя. Но без этого Своё беспримерное человеколюбие Он не мог бы показать. Поэтому святой апостол, чтобы выразить это чудо беспримерного смирения и человеколюбия употребляет особенное и необычно сильное выражение: ἑαυτὸν ἐκένωσεν — опустошил (истощил) Себя. Как будто бы Бог, став Человеком, опустошил Себя от всего Божественного. И действительно, если бы Бог мог пасть, то есть перестать быть Богом, тогда бы для Него самым большим падением было бы Человеком стать. Но Бог Логос становится Человеком не переставая быть Богом, и живёт как Человек оставаясь вечно неизменным Богом. Он, Который образ Бога невидимого (Кол 1:15) берёт на себя образ Человека видимого, что бы Собой поднять Человека до Бога. А это значит — спасти его от греха, смерти и диавола. Он, вечный Бог, входит как настоящий Человек в наш мир греха, смерти и диавола, и живёт в нём как истинный Человек, и очевиднее всего показывает как в этом мире греха можно жить без греха, и в мире смерти — победить смерть и уничтожить диавола. Так Он становится и Спасителем и спасением, Он — истинный Бог и Человек, Он — Богочеловек. Очевидна и проверена истина: спасение в Спасителе, человек спасается от греха, смерти и диавола, живя Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Спасение никому не навязывается насильно. Спаситель его предлагает и отдаёт. Он стал как и другие люди (Флп 2:7) и во всём был истинный Человек, только чтобы доступным и человеческим образом отдать все средства и силы ко спасению им, отдал как брат братьям по телу и крови (Евр 2:14–18). И действительно, Он настолько был настоящим Человеком, обычным Человеком, настолько как и другие люди, что Его современники глядя на Его божественные дела и силы, в недоумении спрашивали себя: «Откуда этому всё это? И какая премудрость Ему дана? И такие чудеса совершаются его руками? Ни это ли плотник, сын Марии, и брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? (Мк 6:2,3; Мф.13:55)». Ставши, как и другие люди Бог Логос совершал божественные дела и проявлял божественную премудрость потому что не переставал быть Богом. Ставши, как и другие люди и во всём кроме греха, Он все человеческие дела делал без участия греха, все мысли человеческие думал без участия греха, все чувства человеческие чувствовал без участия греха, одним словом, всю жизнь человеческую прожил без участия греха.
2,8 И Себя Такого возвышенного, Такого совершенного, Такого безгрешного, унизил став послушным до смерти и смерти же крестной (Флп 2:8). Поэтому, чтобы как настоящий Человек во имя всех людей и для всех людей и вместо всех людей победил смерть и спас их от смерти. Сошёл в смерть, в бездонную пропасть смерти, чтобы оттуда как всемогущий безгрешный Человек, Богочеловек, избавить род человеческий. Действительно неизмеримо унижение безгрешного Богочеловека спуститься в смрадную пропасть смерти, где разлагаются и гниют столько человеческих существ, где смрад от грехов нестерпим, где свирепая власть злобных нечистых духов невыносима. Послушлив до самой смерти (Флп 2:8) — послушлив кому, чему? Божественной любви и намеренью о спасении всего мира крестной смертью Сына Божия. Послушлив в своей безграничной любви за человека, Своем сострадании, Своей всемилости. Смерть — унижение для богообразного человека, тем более для безгрешного Богочеловека. Человек из грехолюбия унизил себя до смерти и подчинил смерти; безгрешный Богочеловек из человеколюбия добровольно унизил Себя до смерти и подчинил себя смерти. Грехолюблив до крайности, человек не мог избавить себя от смерти, потому что своими собственными грехами, как неразрушимыми оковами, сам себя держал в рабстве смерти. А грех — это сила смерти. Безгрешный Богочеловек, действительно, умер как Человек, но смерть Его не могла удержать в своём рабстве, поскольку у Него не было греха, — той единственной силы с помощью которой смерть держит в своём рабстве человеческие существа. Таким образом, безгрешный Богочеловек Своей смертью уничтожил смерть. Вошедши в неё добровольно, Он разорил её изнутри своей человеческой безгрешностью и справедливостью, и так спас род человеческий от неё. Всесправедливый и всесвятой, безгрешный Богочеловек освятил и самое постыдное орудие смерти — Крест, и перенёс на Него чудотворную силу спасения Своей Богочеловеческой Личностью. Отсюда и Крест не только знак спасения, но и сама сила спасения — сила Божия (1 Кор 1:18).
Себя всеправедного и всесвятого, Себя безгрешного Богочеловека добровольно унизить до смерти и именно позорной смерти на Кресте, действительно, — это послушание, которому нет равного ни в одном из существующих миров. Поэтому послушание и стало необходимой евангельской добродетелью и святой силой спасения, которую только Бог даёт за безграничное смирение себя перед безгрешным и всепослушным Господом Иисусом. Спасительному смиренноумию и всесильному послушанию христиане учатся от Самого Господа Иисуса (сравни Мф 11:29; Лк 22:27; Ин 13:5,15).
2,9 Из-за такого единственного и безграничного спасительного подвига, Бог возвысил Христа, возвысил Его как Человека, ибо Христос как Бог Логос во всём равен Богу Отцу и в божественной возвышенности. Возвышая Его как Человека, Бог показал на какую божественную высоту и славу возводится человеческая природа. Таким образом, открывается путь человеческой природы от бездны смерти до вершин небес, от диавола до Бога. Ибо пока она во грехах и рабстве смерти, человеческая природа седит одесную диавола; а со Христом и во Христе она возвысилась над Херувимами и Серафимами и седит одесную Бога. Такой путь от бездны смерти до вершин небесных прошёл первый и Сам Господь Христос Богочеловек, и открыл путь для всех людей, и оставил нам пример и силу, чтобы идти за Ним. Да, и пример, и силы. Ибо только Он даёт благодатную силу на такой страшный и величественный подвиг. Опираясь на бескрайнее человеколюбие Спасителя, святой апостол нам заповедует думать о том, что во Христе, и искать то, что наверху, где Христос седит одесную Бога (Кол 3:1).
И дал Ему имя, которое выше всякого имени, — настолько выше что нет другого имени под небом данного людям, которым бы мы могли бы спастись (Деян 4:12). Богочеловек Христос настолько единственное и особенное существо во всех мирах, — что нет ни в ком другом спасения (Деян 4:11). В самой сути, Богочеловек — единственная истинная величина между всеми существами во всех мирах, единственное существо, Которое заслуживает, чтобы Ему поклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп 2:10).
2,10 А людям дано сопровождать Его в этой Его славе, если они Его сопровождают в Его подвиге, то есть Им спасаются от греха, смерти и диавола. Чтобы им облегчить подвиг спасения, Он им даёт Свои божественные силы, которые им нужны, чтобы стать участниками Божеского существа, а также участниками неизреченной славы Божией (2 Пет 1:4). Тех, которые на небе — это ангелы и души праведников; которые на земле — это человеческие существа в земном мире; которые под землёй — души грешников в дольнем мире. Всем даётся возможность поклониться Господу Иисусу как Спасителю всего рода человеческого.
2,11 После всего, что Он сделал за род человеческий, должен каждый здравомыслящий человек признаться, что Иисус Христос — действительно Бог и Господь. Ибо что Он как Господь и Спаситель не сделал, что должен был бы сделать? Какое добро мог дать и не дал? Какую истину мог открыть и не открыл? Всё, чем ради нашего спасения Он должен был быть, Он был. Всё, что надо было прожить, Он прожил. Всё, что требовалось сделать, Он сделал. Всё, что требовалось нам даровать. Он даровал. И так всем и всему очевидно показал и убедительно доказал, что Он — единственный Бог и Господь мира, и единственный Спаситель и спасение мира.
Сноски:
[1] Преподобный Иустин (Попович) родился 25 марта по ст. ст./ 7 апреля по н. ст. 1894 года в городе Вране на юге Сербии, преставился ко Господу 25 марта по ст. ст./ 7 апреля по н. ст. 1979 года
[2] Cvetkovic V. The Gospel according to Saint Justin the New: Justin Popović on Scripture // What Is the Bible?: The Patristic Doctrine of Scripture. Ed. by Baker M. USA. Fortress Press. 2016. P. 137
[3] Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. — М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2011. Т.4. С. 311
[4] Cvetkovic V. The Gospel according to Saint Justin the New: Justin Popović on Scripture. P. 138-141
[5] Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Т.4. С. 313-315
[6] Lubac de H. Medieval exegesis: the four senses of Scripture. Vol. 2. Grand Rapids, Mich., W.B. Eerdmans Pub. Co. Edinburgh. T & T Clark. 1998. P. 143.
[7] Aug. De utilit. creden. Cap.3,5.-PL. 42.
[8] Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь. Т.4. С. 315
[9] Justin Popović, sv. Tumačenje poslanica prve i druge Korinćanima Svetog Apostola Pavla. Izdavač: Manastir Ćelije. 1983. S. 472, 473.
[10] Vukic N. The Church in a Communist State: Justin Popovic (1894–1979) and the Struggle for Orthodoxy in Serbia/ Yugoslavia // Journal of Church and State vol.62. Published by Oxford University Press. 2020. Р. 1–24. Р. 7.
[11] Перевод на русский язык по тексту книги: Jустин Поповић, преп. Тумачење посланица Филипљанима и Колошанима Светог Апостола Павла. Београд. 1986. С. 39-43.
[12] Отимати (срб.) — похищать, забирать, отбирать
Библиография
Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, в русском синодальном переводе с приложениями, Издательство «Жизнь с Богом». Брюссель, 1983.
2. Jустин Поповић, преп. Тумачење посланица Филипљанима и Колошанима Светог Апостола Павла. Београд. 1986.
3. Justin Popović, sv. Tumačenje poslanica prve i druge Korinćanima Svetog Apostola Pavla. Izdavač: Manastir Ćelije. 1983.
4. Sancti Aurelii Augustini. De utilitate credendi ad Honoratum. Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Vol.38. Accurante J.-P. Migne. Paris. 1844-1864.
Литература
1. Cvetkovic V. The Gospel according to Saint Justin the New: Justin Popović on Scripture // What Is the Bible?: The Patristic Doctrine of Scripture. Ed. by Baker M. USA. Fortress Press. 2016.
2. Lubac de H. Medieval exegesis: the four senses of Scripture. Vol. 2. Grand Rapids, Mich., W.B. Eerdmans Pub. Co. Edinburgh. T & T Clark. 1998. P. 143.
3. Макарий Симонопетрский, иером.Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. — М. : Изд-во Сретенского монастыря. 2011.
4. Vukic N. The Church in a Communist State: Justin Popovic (1894–1979) and the Struggle for Orthodoxy in Serbia/ Yugoslavia // Journal of Church and State vol.62. Published by Oxford University Press. 2020.