Найти в Дзене
Искусство воспитания

Как с раннего детства научить ребёнка самому главному в жизни

«Шли долгие шестимесячные дожди. Обезьяны в лесу очень продрогли. И одна из них решила собрать светлячков. Она подложила под них соломку и стала пытаться развести огонь. К обезьяне подлетела умная птица и, сидя на высокой ветке, сказала: «Обезьяна, что ты делаешь? Это же светлячок. Неужели ты не понимаешь – из этого нельзя разжечь огонь». Обезьяна продолжала дуть. Нашла сухую солому и тёрла, и тёрла. А птица села на веточку пониже и продолжала: «Обезьяна, ну я же тебе объясняю, ты занимаешься глупостью – светлячок – это жучок, не может появиться огонь». Обезьяна продолжала делать своё дело. Тогда птица села совсем рядом, чуть ли не на плечо обезьяне: «Обезьяна, ну перестань, я же тебе объяснила, это не так, и этого быть не может. Не разожжешь ты огонь». Тут обезьяна схватила птицу за шею и разбила её голову о камень». Это краткий пересказ притчи о «Птице и обезьяне» Татьяны Ивановны Смирновой, талантливого педагога, автора уникальной методики «Воспитание искусством». О чем же притча?

«Шли долгие шестимесячные дожди. Обезьяны в лесу очень продрогли. И одна из них решила собрать светлячков. Она подложила под них соломку и стала пытаться развести огонь.

К обезьяне подлетела умная птица и, сидя на высокой ветке, сказала: «Обезьяна, что ты делаешь? Это же светлячок. Неужели ты не понимаешь – из этого нельзя разжечь огонь».

Обезьяна продолжала дуть. Нашла сухую солому и тёрла, и тёрла. А птица села на веточку пониже и продолжала: «Обезьяна, ну я же тебе объясняю, ты занимаешься глупостью – светлячок – это жучок, не может появиться огонь».

Обезьяна продолжала делать своё дело. Тогда птица села совсем рядом, чуть ли не на плечо обезьяне: «Обезьяна, ну перестань, я же тебе объяснила, это не так, и этого быть не может. Не разожжешь ты огонь».

Тут обезьяна схватила птицу за шею и разбила её голову о камень».

Это краткий пересказ притчи о «Птице и обезьяне» Татьяны Ивановны Смирновой, талантливого педагога, автора уникальной методики «Воспитание искусством».

О чем же притча? Чему она учит?

Обо всём по порядку.

Самым главным и важным законам жизни, правильному поведению мы должны научить ребенка до 5 лет. Чтобы дальше ему было проще учиться в школе. Чтобы он всё запоминал с уроков. Легко и быстро делал домашние задания, получал отличные отметки. Рос развитым, свободным и успешным.

Но как всё о жизни рассказать малышу? Как ёмко и наглядно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо?

На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"

Конечно, на помощь приходят сказки. Они воспитывают душу, формируют представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
А еще есть притчи – короткие поучительные истории. Доступные и трогательные, они очень полезны малышам. Их нужно читать и обсуждать.

На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"

Вот лишь некоторые вопросы, которые можно задать ребёнку (и самому себе!) после знакомства с притчей об обезьяне.

  • Кто виноват? Кто поступил неправильно?
  • Что такое совет и что такое критика? Птица советовала или критиковала? А если птица – мама или учительница?
  • Каждый ли критикующий или дающий совет умнее тебя? К каждому ли совету надо прислушиваться?
  • Люди любят критику? Критика приятна или раздражает?
  • А чтобы вы могли бы предложить обезьяне?
  • Почему не получился диалог? Кто кого должен был спросить, чтобы не было такого финала?
  • Почему разжигание огня ошибочное действие?
  • Что такое судьба, и кто ею управляет?
  • Чему тебя научила птица, а чему обезьяна?
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"

Мы говорим детям, что притча иносказательна – в ней всё про людей. Обсуждая данную историю, дети учатся выстраивать общение, вести себя в незнакомой сложной ситуации.

Какие знания получает при этом ребенок?

  • Если тебе нечего посоветовать, то нечего и критиковать.
  • Совет – предложить новые действия, а критика – отвергнуть то, что человек делает и при этом ничего не предложить.
  • Не всегда и не всех надо слушаться, не за всеми идти. Сомнение – это много мнений.
  • Всегда надо думать, прежде чем что-то сделать.
  • Важно понимать, где, с кем и как можно себя вести. Разумность действий в каждой ситуации. Когда надо стоять, а когда бежать? Ты потерялся в магазине. Как нужно поступить? А когда заблудился в лесу?
  • В жизни случаются ситуации, когда придётся принимать решение. И от этого может зависеть твоя жизнь, твоя судьба.
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"
На занятии в Центре развития детей "Воспитание искусством"

Притча одна, но позволяет поговорить об очень многих аспектах жизни.

Можно и нужно говорить об этом уже с четырёхлетним ребёнком.

Читайте с детьми чудесные притчи, обсуждайте, спрашивайте. И ваш ребенок научится размышлять. А это значит, он вырастет понимающим и думающим. Он не пойдет за кем-то просто так, будет знать, как правильно поступать в той или иной ситуации.

А еще вы можете доверить обучение ребенка профессионалам. Тогда слушать притчи и учиться думать он будет вместе со сверстниками под руководством прекрасных педагогов.

Приводите ребенка в Центр развития «Воспитание искусством». Здесь развивают критическое мышление и воображение, учат правильно себя вести. Дети слушают прекрасную классическую музыку, серьёзные литературные произведения, учатся понимать русский язык, красиво говорить, читать стихотворения. Растёт творческий, думающий человечек, который будет успешен в жизни и востребован везде.

Записывайтесь на пробное занятие и убедитесь сами, как умны и способны наши малыши.

Читайте также другие наши полезные статьи и подписывайтесь на канал.

3 лучших развивающих курса для детей (выбор мам)
Воспитание искусством. Свободное фортепиано3 февраля 2024